Из цикла рассказов о происхождении вещей в моём доме
Прилив на Анивском заливе. Остров Сахалин
Творенье кисти — просто чудо,
где сердцем слышишь тишину,
навечно миг подарен людям,
и у природы мы в плену…
Тот передать всю прелесть сможет,
кто видит, слышит красоту,
её он ощущает кожей
И отвергает суету…[1]
Зоя Сергеева
***
Магия моря – вот жизни стихия.
Природа – художнику дар вдохновенья.
Вместили, внушили глубины морские
Фантазии, мысли, кистям наставленье.
***
Из памяти льётся сюжет на холсты.
Успешность картины?.. Всё – вздор, пустота.
Лишь путь к совершенству – полёт для мечты.
Свет Солнца, зов Моря – тут Бог, красота.
Владимир Кольчугин2
***
С живописью и в целом с изобразительным искусством я познакомился лет этак, шестьдесят пять назад. И первым художественным произведением, запечатлевшимся в моём сознании, была картина неизвестного художника «Олени», выцветшее, изображенные этих благородных животных, на тоненьком ковре, (он же — гобелен) прибитом над моей кроватью. Помнится, проснёшься рано утром и гладишь изображённое животное по рогатой голове. И олень, такой приятный на ощупь, то ли бархатный, то ли плюшевый, как бы кивает мне в ответ. Здоровается. Это стадо стало для меня совсем родным, вроде соседской кошки Мурки или нашей дворняги — Жучки.
Не один год, изо дня в день, я лежал и, беседуя с олешками, рассказывал им о своих друзьях и нелёгкой жизни ученика начальных классов, и ждал, когда мама или отец позовёт меня завтракать.
(Не знаю, почему, но чистить зубы меня родители, простые работяги, никогда не заставляли, наверное, считали, это занятие — ненужная, барская забава.)
***
Как пишется в толстых романах, прошло пятнадцать лет, и я, без отличия, но вполне с приличными оценками, закончил Политехнический институт и отбыл, по распределению[2] в Среднюю Азию. Потом была длительная загранкомандировка, постоянные переезды с места на место, и наконец… самый что ни на есть Дальний Восток, остров Сахалин!
***
Огромная страна разбилась на пятнадцать неравных осколков, и недостроенное коммунистическое общество резко свернуло в сторону развивающегося капитализма. Вследствие этого катаклизма, мои старики-родители убедительно попросили вернуться «блудного сына» к родным пенатам[3]. Им и при развитом социализме жилось, мягко скажем, не очень, а уж при нынешних, демократических временах, так уж совсем!
***
Прощаясь со своими коллегами-островитянами, я спросил:
— Чтобы вы посоветовали бы взять мне на память о Сахалине?
И ответ был однозначен и удивителен:
– Купи на нашем местном Арбате картины местных художников, повесь в своём далёком Краснодаре на стену и каждый день будешь вспоминать наш удивительный край.
***
Сахалин. Великий или Тихий океан
Так родилась моя небольшая коллекция. И в ней появились сразу три картины. На каждой из них изображено море. Но везде оно разное. В Анивском заливе — одно. В знаменитом проливе Лаперуза (помните знаменитые слова Михаила Танича: «Где я бросаю камушки с крутого бережка
Далёкого пролива Лаперуза.») — другое. А в Тихом океане — третье.
Пролив Лаперуза. Сахалин
***
Девяностые годы, безусловно, были тяжёлыми для всех. И для инженеров, и для художников.
***
В нашей знаменитой Краснодарской «Роще», однажды сжалился на промокшей до нитки, под холодным осенним дождём, хрупкой девушкой-художницей, закрывшей своим коротким плащиком картину, которую я купил, не торгуясь, и высокопарно назвал: «Пиратский фрегат!». Вот уже тридцать лет она висит в моём кабинете и дарит мне сюжеты рассказов и повестей о дальних странах и морских баталиях.
Пиратский фрегат
***
Уже на нашем краснодарском Арбате мне приглянулись картины, (как мне показалось) подражания — Архипу Ивановичу Куинджи и Оска́ру Клоду Моне́.
Подражание Куинджи
Подражание Моне
***
Но, конечно, безусловной жемчужиной моей маленькой картинной галереи являются небольшие, но очень талантливые работы члена Товарищества Кубанских Художников — Натальи Григорьевны Тараненко. Как говорится, если человек талантлив, то он талантлив во всём.
Тараненко Краснодар улица Гоголя
Н.Г. Тараненко
Найдите во всемирной паутине её знаменитые «Поэмы о краснодарских домах» или бесподобные басни. Ну, а её картины говорят сами за себя, о них мне, инженеру до мозга костей, и сказать более нечего.
Ну коль мы тут с вами вели беседу о море, то в завершении ее нам просто необходимо отправиться на кухню и срочно приготовить:
Салат с кальмарами и креветками
(по материалам интернета)
НАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:
1) Кальмары – 300 грамм.
2) Креветки, конечно же, предварительно очищенные — двести грамм.
3) Маслины — штук пятнадцать.
4)Капуста пекинская — четверть вилка.
5) Яйцо – одно.
6) Перец горошком – пять шт.
7) Одна лаврушка.
8) Соль, перец чёрный, молотый — на ваш вкус.
9) Масло оливковое — три столовых ложки.
10) Уксус винный — одна столовая ложка.
11) Горчица — столько же.
ГОТОВИМ:
1) Для начала берём нашу капусту, моем и кладём сохнуть.
2) Яйцо варим. Таймер на восемь минут. Затем остужаем и очищаем от скорлупы.
3) Креветки опускаем в кипящую воду. Таймер на одну минуту, затем вынимаем и откидываем на дуршлаг.
4) В кипящую воду в кастрюльке средних размеров, добавляем: соль, перец, лавровый лист и кальмары. Таймер на пару минут. Затем также откидываем на дуршлаг.
5) В большой касе взбиваем масло, уксус, горчицу, соль и перец. Готовим заправку для салата.
6) Нашу капусту нарезаем тонкой соломкой.
7) Маслины режем на кружочки.
8) Кальмары разрезаем вдоль на две части, после чего снимаем плёнки и удаляем хитиновые пластинки. Затем нарезаем соломкой.
9) После чего кальмары, креветки, капусту и маслины в глубокую кусу, сверху льём нашу заправку, если нужно, то солим и перчим по вкусу.
10) Тщательно перемешиваем.
11) Наш салат выкладываем на большое блюдо для подачи.
12) Режем яйцо, кладём на салат и подаём на стол.
[1]— Суета — то, что не имеет истинной ценности (от старославянского слова суй —пустой, незначительный)
[2]— В СССР выпускник был обязан отработать «по распределению» три года, и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию.
[3]— Значение у этого фразеологизма конкретное: «вернуться домой, к домашнему очагу, родному дому».