ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ Альманах Миражистов

Nikolai ERIOMIN 21 марта, 2024 Комментариев нет Просмотры: 253

ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ

Альманах Миражистов

Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН

Александр БАЛТИН Сергей ПРОХОРОВ

Игорь СЕВЕРЯНИН

2024

 

ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ

 

Альманах Миражистов

Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН

Александр БАЛТИН Сергей ПРОХОРОВ

Игорь СЕВЕРЯНИН

2024

 

Автор бренда МИРАЖИСТЫ, составитель и издатель Николай Ерёмин

Обложку украсил художник Олег ЖИВЕТИН

Кошек нарисовала  Кристина Зейтунян-Белоус

 

© Коллектив авторов 2024г

 

Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ

Альманах Миражистов

Константин Александрович Кедров – поэт, философ, литературный критик и литературовед, доктор философских наук, профессор Литературного института им. А. М. Горького. Праздник учрежден резолюцией 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая проходила 15 ноября 1999 года, и впервые отмечался в России 2000 году.

Инициатором празднования Всемирного дня поэзии в России выступил поэт Константин Кедров Первый День поэзии праздновался в Театре на Таганке, творческий вечер организовали художественный руководитель театра Юрий Любимов вместе с поэтами Константином Кедровым и Андреем Вознесенским.

 

Средь фокусников я волшебник

Кедров-Челищев

Да я волшебник мысли смелой
Умелой или неумелой
Но если что то удается
Оно ликует и поется

Средь фокусников я волшебник
Ликует мысли волшебство
Я не заглядывал в учебник
Мое призвание колдовство

Почувствуй милый друг почувствуй
На Марсе или на Луне
Я доверяю только чувству
А чувство доверяет мне

20 августа 2023

Все мысли о Лене

Кедров-Челищев

Все мысли о Лене о ней лишь единой
Не можешь проститься с любимой Ундиной
Пожалуй и незачем с нею прощаться
Но буду по прежнему к ней обращаться

Прервись на мгновение жалобный вой
С живой я общаюсь общаюсь с живой
Я воспеваю чувства и мысли
С ними душа поднимается в высь
18 июля 2023

Ты и в памяти и в забвении

Ты в забвеньи моем и в памяти
Потому что влюблен без памяти
Я все вспомню и все забуду
Но с тобой когда нибудь буду

Я отбрасываю сомнения
Ты и в памяти и в забвении
Умирая и оживая
Не умершая а живая
19 августа 2023

История Всемирного дня поэзии

Впервые этот праздник отмечался в 2000 году

Праздник учрежден резолюцией 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая проходила 15 ноября 1999 года, и впервые отмечался в России 2000 году.

Инициатором празднования Всемирного дня поэзии в России выступил поэт Константин Кедров, который в те годы считался номинантом на Нобелевскую премию по литературе. Первый День поэзии праздновался в Театре на Таганке, творческий вечер организовали художественный руководитель театра Юрий Любимов вместе с поэтами Константином Кедровым и Андреем Вознесенским. Главную роль в поэтическом спектакле исполнил Валерий Золотухин.

С тех пор Всемирный день поэзии отмечается ежегодно 21 марта в день весеннего равноденствия. На фото вверху:

Андрей Вознесенский, Юрий Любимов и Константин Кедров на праздновании первого Всемирного дня поэзии 21 марта 2000 года в Театре на Таганке

Три новых слова

Кедров-Челищев

Все что я сказал и говорю
Я с любовью каждому дарю
Знаю я что вечное не вечно
Это ощущение бесконечно

Все что я сказал и говорю
Доверяю только словарю
Я в словарь привнес три новых слова
Каждое из них свежо и новой

И звенит от Стэнфорда до Стратфорда
Инсайдаут метакод метаметафора
Инсайдаут мой и метакод
Это  злу и пошлости бойкот

31 июля 2023

 

Из обращения ЮНЕСКО по поводу Всемирного дня поэзии

«Отмечаемый ежегодно 21 марта, Всемирный день поэзии празднует одну из наиболее ценных форм культурного и языкового выражения и идентичности. На протяжении всей истории поэзия была неотъемлемой частью общества. Ее можно обнаружить в каждой культуре и на каждом континенте. Поэзия является выражением нашей общей человечности и общих ценностей, превращая самые простые стихи в мощный катализатор диалога и мира.

Всемирный день поэзии — это повод почтить поэтов, возродить устные традиции поэтических чтений, повысить интерес к чтению, письму и преподаванию поэзии, способствовать сближению между поэзией и другими видами искусства, такими, как театр, танцы, музыка и живопись, а также обеспечить более широкое освещение поэзии в средствах массовой информации. Поэзия продолжает объединять людей со всех континентов. Присоединяйтесь к празднованию!»

Подробнее на сайте Организации Объединенных Наций →

Жизнь иная

Кедров-Челищев

Пара глаз что в небе затерялась
И в моем сознании осталась
Смотрит небо глазами Лены
Все мгновенно и все мгновенно

Ты стихов для меня не пишешь
Но я знаю что ты меня слышишь
Я с тобой я всегда с тобой
Улетающий ангел мой

Ты невидима но со мной
В жизни нынешне и иной
Я тебя люблю вспоминая
Память вот моя жизнь иная

28 июля 2023

Г Москва

 

Николай ЕРЁМИН

Альманах Миражистов

 

СЛУЧАЙНО СКАЗАННОЕ СЛОВО  

ЛЮБОВЬ

Ты – женщина, а я – мужчина.
И мы больны неизлечимо –
Любовью к жизни, навсегда…
Незримые, летят года…
Но никуда не исчезают…

И нас с тобою продолжает
Неважно – горе ли, беда, –
Любовь – бессмертно молода,
Вмещая в каждый новый стих
Одно желанье на двоих…

КОСМОС

 

Я мысленно преодолел

Немыслимый Земной предел…

Похолодел, и ужаснулся –

И тут же сам к себе вернулся,

И вспомнил, как сказал философ-

Поэт Михайло Ломоносов:

«Разверзлась Бездна, звезд полна…

Звездам числа нет, Бездне – дна…»

 

СОНЕТ  ПРО  ГЕН  ГЕНИАЛЬНОСТИ

 

– Ген гениальности зависит  не от нас.

И сколько ты его ни стимулируй,

Ступая на Олимп и на Парнас…

И сколько ни играй бессмертной лирой,

Ты будешь недоволен всякий раз,

Стараясь петь на диво, без прикрас…-

Сказал певец, не отрывая глаз

От  горизонта  – в солнцелунный  час…

– Не  пой о  смерти! Пропоёшь  – умрёшь…

О жизни пой:  Где – правда, а где –  ложь…

Где гениальных много  есть  примеров:

В молчании живущих  староверов,

Укрывшихся от смерти бородой…

О, безбородый друг мой дорогой!

 

***
Давай, ребята, скажем дружно:
Друг друга убивать не нужно!
Нам для убийства нет причин.
Жить – интересней для мужчин:
Растить детей, любить жену…
И, может, даже, не одну!

ИЗ КНИГИ  «ДИАЛОГИ С МОНАХОВЫМ

ВВ:

– До чего же поэты занудные,

Всё твердят, что диктует им БОГ.

Оказалось — машина приблудная

Создаёт все мгновения чУдные,

Исправляя судьбы монолог!

НН:

– Мне помнится: Иван Приблудный –

Один лишь! – был чудак занудный…

А у поэтов голова –

От Бога! – слава, и молва

За  гениальные слова…

Так что Машина   не права.

***
– Мне теперь не надо пить вино!
Я теперь пьянею от любви…
Солнце улыбается в окно,
Море страсти плещется в крови…
Но, в меня взаимно влюблена:
– Выпьем, что ли? – говорит весна…
И не в силах возразить, пардон,
Для неё гоню я самогон…

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ

Дура – слева… Умный – справа…
Посреди – детей орава…
Постепенно, как-нибудь, –
Лишь бы выжить! – держат путь…
Ах, туда, где с верой вновь
Ждут надежда  и любовь.

***

Иду на свет…

Но возвращаюсь снова,

Поскольку свет – всему первооснова.

И всех спасает Ариадны нить

Здесь,

Где случайно сказанное слово

Способно всё на свете изменить…

И я –

Не знаю, что –

Сказать хочу…

И думаю,

Что лучше  – промолчу.

ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ

НОСТРАДАМУС

– Никому ничем не угодишь

И в награду вновь получишь шиш…

И, как был – Борец добра со злом –

Не Драконом станешь,  а Козлом!

СНОБ И ЖЛОБ

Он мне сказал: – Ты – сноб! –

А я ему, увы,

Ответил: – А ты – жлоб! –

И перешёл на “вы…”

***

Спаситель всех писателей спасал,

Внушая им, греховным, чувство долга…

И тот, кто весь Завет переписал,-

Долг возвращая,   жил легко  и долго…

РУСЬ
В сердце –
Бог или Бес  –
Лес,
Почти до небес…
Март 2024 г

СТИХОАНАЛИЗ  ПО  ФРЕЙДУ    

 

СОНЕТ ПРО ТО, ЧТО БЫЛО И ЧТО СТАЛО

Сергею ПРОХОРОВУ

Среди дорог я делал всё, что мог…

И что хотелось – говорил и пел…

Пока не понял вдруг, что я – не Бог,

И вышел срок для слов моих и дел.

А  мог толпу остановить рукой
И словом за собою повести…
И женщине любой,  смутив покой,
– Люблю! – сказать… О,  Господи, прости…
И человечка сотворить  я мог

Среди любых неведомых дорог…

Но молодость пропела – и прошла…

Я одинок  в краю добра и зла…

Теперь сравни, – он прошептал устало, –
И что со мною было, и что стало…

 

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

 

***

Кто лучше – Кушнер или Бродский?

Вопрос, конечно,

Идиотский.

Для прозаической души

Поэты оба хороши!

Поскольку Этот и Тот свет

Объединяют

Много лет.

2024

 

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ

«Младший брат травы»

eading-hall.ru/book.php?id=3500

Степанов – младший брат травы…

Ерёмин – старший брат, увы

И ах, травы поэт…

Ведь между ними – 20 лет,

В которых – слава и молва…

Трава забвения

Права.

 

СОНЕТ ПРО ИГРУ НА ФЛЕЙТЕ

 

– Я подвергаю вашу флейту

Психоанализу по Фрейду…

Да, флейта Гамлета, она –

Причина бед! Она одна.

 

И я – (Я в ней души не чаю!)

Играть на ней вам запрещаю…

Поскольку не любви порукой –

Игра на ней вам будет мукой!

 

Да, сублимация любви

И творческой самоотдачи –

Между обычными людьми –

Источник бедствий, не иначе…

 

И вам советую – ей-ей –

Играть на флейте на своей!

 

***

Когда заходит ум за разум,

А разум прячется за ум, –

Тогда, увы, поэты разом

Лишаются и чувств, и дум…

Чтоб не вернуться никогда

Сюда,  в  счастливые  года…

***

Подруга  друга  долго  выбирает…

Смеясь,

Как будто в поддавки играет…

А друг подругу –

Не шутя,

Всерьёз.

В глазах – ответ на заданный вопрос:

Что будет?

Где тот самый «шах и мат»

В игре,

Где он ни в чём не виноват…

2024

ВОЙНА И МИР

 

Никто, увы, попасть не рад

Под разорвавшийся

Снаряд…

Но усмехается Злодей…
Снарядов больше,

Чем людей,

И все – который год подряд –

Летят в кого-то наугад…

2024

 

ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ

ЖИЗНЬ

Она меня на 30 лет моложе

Была…  Хлеб с молоком – возьму и съем!

А нынче – что случилось с ней? О, Боже!

Горбушкой стала  чёрствою совсем…

***
Открываю глаза еле-еле…
Не по силам слова и дела…
Неужели?  Не чувствую цели!
А без цели мне жизнь не мила.

Март 2024 г УрасноАдск-КрасноРайск-КрасноЯрск

ИНСТИНКТ ЛЮБВИ   

***
Я – скиталец, а ты – скиталица…
И зачем я – к лицу лицом,
Ах, обвёл тебя вокруг пальца
Обручально-златым кольцом?

Чтобы ты – не много, не мало –
Вдруг однажды его потеряла…
…Разбежались наши пути –
Не вернуть кольцо… не найти…

 

СОНЕТ-ВОСПОМИНАНИЕ

ПРО  САМОИЗОЛЯЦИЮ

Пристёгнут к батарее отопления, –
Чтоб я не заразился – Вот так нумер! –
Сижу – без права  на передвижение…
И радуюсь, что до сих пор не умер…

В раздумьях обо всех и ни о ком,
Увы и ах, в пространстве городском…
В надежде,   что меня под Новый год
Хотя б дракон! Войдёт – и отстегнёт…

И, как безвредный  умный паразит,
Меня своим весельем заразит…
И скажет, что в России все  – Эх, ма! –
От страха смерти спятили с ума…

И рассмеявшись: – Ты ж – не идиот? –
Возьмёт – и нам  шампанского нальёт…

НЕОБХОДИМЫЙ КОММЕНТ

 

Безумие охватывает всех,

Кто смотрит телевизор, как на грех…

И слушает, внушению внимая,

И вторит, ничего не понимая:

«Один – за всех! И все – за одного!»

Не в силах взять – и выключить его.

РЕКВИЕМ  по Комсомолу, организованному в 1918 -м

и самораспустившемуся в 1991 году

В стране идиотизма и абсурда
Алкоголизм  царил и кама-сутра…
И я там жил, увы, мёд-пиво пил
И в Комсомол нечаянно вступил,

Поскольку обещал мне трезвый в дым
Комсорг: – Ты будешь вечно молодым!

А в коммунизм захочешь? – Не вопрос!
И взял с меня за это членский взнос…

И вот прошло 100 лет…Я стар и сед…
И где комсорг? Его пропал и след…
И понял я как впавший в детство дед,
Что коммунизма и бессмертья нет!

А распустивший сам себя союз –

Абсурдный исторический конфуз…
Где алконавты знали, что почём…
Где кама-сутра вовсе не при чём…

Не зря был из союза исключён
Товарищ мой, – абсурдом увлечён
И спиртом под названием «Роял», –
Хотя в союзе и не состоял…

***

Забыл – и вспомнил…

Вспомнил – и забыл,

Как я тебя внезапно полюбил…

Как водку пил…

И одиноким был…

И чуть было себя не погубил…

 

Когда спасли  меня – не зная брода –

Инстинкт любви и продолженья рода…

 

ЧТО ВПЕРЕДИ

 

Позади – последний снегопад…

Впереди – весенняя капель…

Позади – нерукотворный март…

Чудотворный – впереди – апрель…

 

Еду к морю, в ожиданье чуда…

Выходи на берег, Чудо-Юдо!

Будем, искупавшись, – благодать! –

Пить вино и Пушкина читать…

 

ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ

***
Ну, Муза, поиграем в инсайдаут,
Который нас действительно спасает
От смерти, заставляя жить да жить:
И текстом, и подтекстом дорожить…

***
Я ночью сочинял черновики…
А днём их превращал в беловики…
И музе вслух прочёл – и в тот же миг
Услышал: – Ах! Да ты волшебник, Ник!

***

Я постепенно, худо-бедно,

Стал понимать: хотеть – не вредно…

Не вредно  – пить, любить и петь!

И очень вредно – не хотеть…

 

***
Книги в шкафу пожелтели…
В сердце – тревога и грусть…
Знать,  неспроста,  в самом деле, –
Помню я  их  наизусть…

***

«Титаник» был моим ковчегом,

А я, как Ной, был капитаном,

Увы, обычным человеком…

Эх, если бы я был Титаном!

 

СРЕДЬ МУЗ

– Средь муз коварных много лет

Я жил…Под взглядами хозяек

Казалось мне, что я – поэт!

А оказалось, что – прозаик…

Март 2024 г

 

 

ДЕНЬ ПОЭЗИИ  точки над і

 

ВЕСЕННИЙ СОНЕТ

 

Весна мне говорит: – Не нужно

Ни горевать, ни унывать!

Давай с тобою ляжем дружно,

Поэт, в двуспальную кровать…

На даче – это – благодать!

 

Где наяву, –  а может, снится? –

Ко мне в открытое окно

Весна влетает, как синица,

Чтоб в Царь-девицу превратиться…

И это нам не всё равно…

 

И – солнцем утренним просвечен –

Я вновь в глаза весне гляжу

И с птичьего  на человечий

Язык – стихи перевожу…

2024

 

СОНЕТ ПРО  БУФЕТ

 

Весенний парк  –  звучащая эстрада…

Любовь, и вдохновенные стихи…

И алкоголь – как высшая награда…

Вот отчего все лабухи  бухи…

 

И муза, приглашая всех в буфет,

Внушает мне: – Ты –  больше, чем  поэт! –

И что стихи без рифм – совсем не проза…

Важна лишь – поэтическая поза

 

Плюс алкоголя доза для наркоза

И рифмовать способный интернет…

Вперёд! И никаких сомнений нет,

 

Что ты – известный всем авторитет,

С буфетчицей  в космический полёт

Не зря пустился  –  и душа поёт…

 

СОНЕТ ПРО ВИНОТЕКУ

Закрываются библиотеки…

Сколько в них непрочитанных книг!

Открываются  винотеки:

– Заходи!– Хоть на час, хоть на миг…

 

Хорошо жить в России без боли,

Обезболив её в алкоголе…

Даже смерти всемирную боль

Обезболивает алкоголь…

 

Что, душа, заболела опять?

Заходи! – Будем вместе алкать…

Заходи в винотеку мою –

От любого симптома налью…

 

И велю этикетку сберечь –

Как визитку для будущих встреч…

 

***

Все хотят тишины…

Но опять тут и там

Снова крики слышны

По утрам-вечерам…

И в кромешной ночи:

– Замолчи! Замолчи!

***
Зимнюю, весеннюю,
Вечную, мгновенную,
Необыкновенную, –

Солнышко ценя,
Я люблю Вселенную…
А она – меня…

Неспроста в селе
Мы  – навеселе…
И родить не прочь
Сына или дочь…

ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ

***
Что в журналах? – Поэтическая патетика…

Что в газетах? – Политическая поэтика…
А на улицах –  мат-перемат…
А в умах  – то сопромат, то компромат…

НАШ  ХРАМ

Сергею ПРОХОРОВУ

Наш храм построен на крови

Отца и матери…Эх, ма!

Брат мой, ты только посмотри:

Снаружи и внутри – тюрьма…

 

***

Зуб не болит? И сердце не болит?

А за окном опять – то дождь, то снег?

Так, значит, ты, мой друг, не инвалид,

А – мне на зависть, – чудо-человек!

 

***
В России – культ  еды и культ питья
На фоне рабства и небытия…
О, тостов хор – стопарь за стопарём:
– Ну, будем  живы! …Если не помрём…

21 марта 2024г

Портрет   Николая ЕРЁМИНА

Интервью Светлана и Ерёмин

Николай Ерёмин

ИНТЕРВЬЮ:  СВЕТЛАНА и  ЕРЁМИН,  Николай Николаевич,
который родился 26 июля 1943 года, живёт в сибирском городе Красноярске, является членом союза писателей СССР с 1981 года, Союза российских писателей с 1991 года, членом русского ПЕН-центра  и кавалером Золотой медали «Василий ШУКШИН» телефон 8 950 401 301 7

ПРОЛОГ СВЕТЛАНЕ
«Я – и прозаик, и поэт,
И мне альтернативы нет!!

Светлана:
– Дорогой Николай Николаевич! Вы – накануне славного 80-летия.
Как к Вам обращаться?
– Так и обращайтесь: Николай Николаевич.
– Как к Вам пришла идея стать писателем? С чего начинался ваш творческий путь?
– Идею эту подарил мне мой любимый школьный учитель Яков Васильевич ПОЧЕКУТОВ, старик Яков, как я назвал его потом, по аналогии с известным персонажем Аркадия ГАЙДАРА, моего любимого писателя.
Школа № 21  на проспекте Свободном  в Красноярске была экспериментальной: – Выдержат ли ученики  Одиннадцатилетнее обучение?
Помните книгу,  изданную по инициативе А.М Горького – «МЫ ИЗ ИГАРКИ»?
Автор рассказа «Негр» – Яша Почекутов!!!
Так вот, Яков Васильевич предложил в девятом классе издавать  машинописный журнал «Юность» в четырёх экземплярах. И я был избран редактором журнала, как пишущий с седьмого класса стихи и публикующий их в газетах «Красноярский железнодорожник+ комсомолец+ рабочий».
– Лучшее, что случалось с вами в вашей литературной карьере, и худшее, что вы испытали на пути к тому, чтобы заявить о себе читателям?
– Ох, не люблю я этих слов – карьера, карьерист…
А лучшее – это когда испытываешь вдохновение, Божий дар, и соответственно – хочешь и можешь создать стихотворение или рассказ. Худшее – когда этого не происходит.
– Что служит для вас источником вдохновения?
– То, что я называю – положительные эмоции или умные мысли. Не случайно одна из книг, увидевших свет в минувшем 2022 году называется «Апофеоз мудрости» Не за горами, видимо, и Апофеоз глупости.
– Как ваше творчество влияет на вашу жизнь?
– Положительно
– Что в писательстве вам даётся труднее всего?
– Фу, какое противное слово – писательство, сочинительство…
Помните, Михаил Аркадьевич Светлов как-то сказал: – Если я хочу прочитать хорошее стихотворение, я сажусь за стол и пишу его, а потом читаю вслух себе и знакомым…
– Исходя из прошлого вопроса, возможно, у Вас появились “лайфхаки” как справляться со сложностями? Поделитесь!
– Думаю, что сложности творческого процесса возникают тогда, когда ему препятствует чувство лени. Когда лень записать возникшую из небытия строчку … То есть удержать, по выражению Маяковского «Глупую воблу воображения»
Делюсь: нужно не лениться!
– Сколько времени занимает подготовка к написанию книги?
– Я всю жизнь пишу одну книгу. Хотя уже вышло собрание сочинений в шести томах,
Многотомник разрастается –  и в минувшем году увидели свет книги «СЕНСАЦИЯ». «НОВЕЙШИЙ ЗАВЕТ», «БАРДАДЫМ»…
– Как выглядит ваш процесс написания книги? Как на картинке: Вы за большим дубовым столом с печатной машинкой около камина в своём кабинете или, быть может, пишете на ходу, в заметках телефона?
– Печатные машинки устарели. Пишу на бумаге карандашом или ручкой с гелевым стержнем. Да, в кабинете, да, сейчас в жестокие сибирские морозы, у камина, да, делаю почеркушки в блокнот, когда иду по улице…
До телефона дело не дошло, но стараюсь, как можно быстрее перенести текст с листа бумаги на ноутбук, виртуальное пространство требует…
– Что у вас при написании книги было на первом месте: сюжет или персонажи?
– Когда возникают рассказы – то, конечно,  оригинальный сюжет, замысел… А когда возникают стихи – то мною владеет «Метаметафоризм», по выражению профессора Литературного института Константина Александровича КЕДРОВА, у которого я учился  мастерству.  Замечу, что слово мастер мне больше нравится, чем употреблённое вами, Светлана, слово  ремесло, ремесленник,  Советую прочитать  книгу К. Кедрова «ПОЭТИЧЕСКИЙ КОСМОС» – она вас преобразит, как когда-то меня.
– Вы заранее знаете характер своих персонажей или он меняется по ходу написания книги?
–  Разные персонажи – разные характеры. Но творчество – это, конечно же, – езда в незнаемое… Кто сказал?
– Как рождаются имена ваших персонажей?
– Я – отец, а Муза – мать.
Как детей своих назвать
Посреди предвечных тем?
Дети есть – и  нет проблем!
– Описанные Вами необычные ситуации, например преступления или катастрофы, основаны на реальных событиях или это Ваша фантазия? Начиная писать книгу, вы изначально знаете, чем она должна закончиться, или процесс работы с персонажами наводит вас на правильный финал?
– В моей книге рассказов «МИФЫ ПРО АБАКАНСК» – сплав реальности и фантазии.
Вообще-то я  сказочник. И, как в сказках, в рассказах моих – счастье светит в конце любого туннеля…Не случайно одна из книг называется «КОМНАТА СЧАСТЬЯ» (издательство «Алетейя». Санкт-Перетбург)
– Какие смыслы читатели могли бы найти между строк ваших произведений?
– Могли бы, да  бы мешает! Этот вопрос  – к моим читателям и почитателям. Под рубрикой – От бессмыслицы – к смыслу!
– Что вам помогает настроиться, когда в книге приближается эмоциональный момент?
– Ко всяким помогающим допингам отношусь отрицательно. И вам, Светлана, не советую. Они все ведут к деградации и разрушению  личности. И  – в конце концов – к эмоциональной тупости.
– После завершения книги оказывает ли она влияние на вас? Если да, то какое?
– Все мои тома – это части продолжающейся эпопеи. Влияние  каждого тома – узнать, а что будет дальше…
– Что лучше, читать бумажные или электронные книги, и почему?
– Лучше читать бумажные книги, прерываясь и со-переживая прочитанному.
– Должна ли существовать цензура в литературе?
– Нет, не должна. Отмена цензуры в 1991 году – и объявленная в России свобода слова  – замечательное достижение интеллектуального развития общества.
– Что Вы думаете про самоцензуру?
– Ох, Светлана! Вы бы ещё спросили – про самоизоляцию и самоликвидацию??
– Назовите вашу любимую цитату?
– Без труда не выудишь и рыбку из пруда!
– Какой отзыв к вашей книге запомнился вам больше всего?
– Отзыв Ал. Михайлова в Литературной Газете за 23 ноября 1983 года
Цитирую: «В Красноярске живёт тонкий, думающий поэт-лирик Николай Ерёмин.
Об этом мне хочется сообщить тем, кто не знает, не читал его»
– Можете ли вы назвать книгу (автора), которая больше всего повлияла на вашу жизнь?
– Я уже назвал.
Это Константин КЕДРОВ и его книга « ПОЭТИЧЕСКИЙ КОСМОС»
– Согласие на публикацию?
– На публикацию интервью, Светлана, я  согласен.
И очень буду рад, если Вы опубликуете его в качестве предисловия к однотомнику  стихотворений и рассказов,  выбранных  на свой вкус.
– Цели ясны? Задачи определены? За работу, товарищи! –
Кто сказал?
Благодарю за проявленную инициативу!
Гонорар – пополам.

ЭПИЛОГ СВЕТЛАНЕ
Я всю жизнь пишу Большую Книгу,
Книгу без начала и конца…
Радуюсь и вечности, и мигу –
Отраженьям моего лица
В зеркалах, – возникших неспроста, –
Каждого бумажного листа.

На картине запечатлел меня художник Николай БАЛЫШЕВ

© Copyright: Николай Ерёмин, 2023
Свидетельство о публикации №123011101684

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Другие произведения автора Николай Ерёмин

Рецензии

Написать рецензию

Прочитал с удовольствием интервью своего соратника и ровесника. Полностью разделяю мнение Ал.
Михайлова.И радуюсь глубокому пониманию дела моей жизни, спресованное в в книге “Поэтический космос”! При этом было бы грешно не упомянуть о титанической издательско-просветительской деятельности по созданию и выпуску альманаха миражистов. Это и прорыв и подвиг одновременно!

Кедров-Челищев   11.01.2023 11:54   

Александр БАЛТИН Альманах Миражистов

 

*   *  *

Куски истории, иезуиты,

Египетские пирамиды,

Хитровский рынок, русские цари,

Кусты у дома, жёлтые левкои,

Янтарное дыхание покоя,

На даче под Калугой свет зари.

Листок на подоконнике – улиткой,

И тополь, в осень прозвучавший скрипкой –

Вот описанье мира, всё в него

Войдёт: органы ангелов, ристанья.

Ни от кого не ждущий пониманья

Поэт исполнит жизни торжество.

 

*  *  *

Луна, влюблённая в цветок,

Сколь им не слиться понимает.

Цветок о той любви не знает –

Красив, ужасно одинок.

Янтарь легко прольёт луна,

Цветок и не заметит даже,

 

Вполне затерянный в пейзаже –

Он одинок, как и она.

 

*  *  *

Всеотзывчива у нас душа,

Дар отменный, дар великороссу –

Нам тянуть неинтересно прозу,

Лишь поэзия нам хороша.

Подвигом любой готов прошить

Молниею жизнь,  – блеснув, погибнуть.

Коль нельзя – то в алкогольном сгинуть

Омуте, себя на ноль избыть.

Всеотзывчива славянская душа.

Плачет над Муму ребёнок, плачет.

Непонятно – можно ли иначе?

Мудрость прагматизма хороша!

Хороша – да явно не для нас.

Боль у нас за все людские слёзы.

Мировой в грядущем Розы

Ожидаем в неизвестный час.

*  *  *

Мелодии из Крёстного отца…

Взять тему эмиграции, к примеру.

Проигрывалась, было, без конца,

В сознании себе обживши сферу.

Вот Вито мальчик, а в усадьбе – дон,

И мать застрелена, бежит мальчишка.

Собор огромный, вряд ли Божий дом,

Всё грубо в жизни оной, даже слишком.

Идёт по крышам Вито… он следит

За прежним доном, длится пышный праздник.

Процессия, чей золочёный вид

Прельщает – он едва ль из несуразных.

А вот бульдожья челюсть, вот и власть,

Она от покушенья не спасает,

Купить желавший фруктов, чтобы всласть

Поесть, пробитый пулями, страдает.

Мелодии из фильма так нежны –

Противоречат действию они.

 

*  *  *

Всегда и везде процесс

Идёт над тобой.

Кафка знал, что писал –

Сейсмографом был – больной.

Хлястики сзади пальто

Пришедших к тебе смешны.

Хлеб в мёд поутру макал,

Заложник своей вины.

В тугую пружину процесс

Закрутится и сожмёт

Жизнь твою эта пружина.

Забудешь и хлеб, и мёд.

Наказывают везде –

Наказывают мечтой,

Надеждой мучительно так

Карают пустой, золотой.

Экзекуторы вот –

Энтузиазмы полны.

Заброшенной шахты ад,

Просто ад чьей-то вины.

Чья-то вина – твоя,

А твоя вина – как его.

Тени скользят бытия,

Не поняв ничего.

И страшен, идёт процесс,

И не прозвучит протест

Ничей, никогда, никого.

 

 

 

*  *  *

В полудремотном состоянье

Старик проводит целый день.

И челюсти разжать молчанью

Не хочет, да и просто лень.

Бессмысленное доживанье

Не может нечто обещать.

Всего надёжнее молчанье,

Всего сильней устал молчать.

 

*  *  *

На скрепах Отче Наш реальность

Удержана, как мощный свод.

За словом Отче изначальность

Едва ли понятых свобод,

Сыновнее в любви признанье –

Так начата молитва сил.

Помимо хлеба не проси

Ты ничего. Грань пониманья.

Он – сущий в небесах – в сердцах

Такой же сущий! Сердце мира

Орган, звучащий в небесах,

Седого песнопевца лира.

Аминь – как световой удар.

Так, истину удержит слово.

Нам Отче Наш – отменный дар,

Звучащий нежно, вечно ново.

 

*  *  *

Тяжело, будто Клопштока слог

Утро марта. И лучше я Гейне

Перечту, извлекая урок

Из летящих сарказмов… Но где мне!

Жизнь, распиханная по углам,

Вещи смысла ты ищешь так долго.

Лучше странствовать по мирам.

Ты постранствовал. Много ли толка?

 

*  *  *

День рождения двадцать девятого

Февраля – как провал между дат.

День рождения вида невнятного.

Ты родился. Ты в том виноват.

Вот такая нелепица в голову

Имениннику лезет.

Февраль

В март уходит, отдавши олову

Неба собственную вертикаль.

 

ЖЕНЩИНЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

1

СЕСТРА

Сероглазая и кроткая,

Жизнь готова – за других.

Что такое боль животная

Знает – кара для живых.

Раненых тащила волоком,

Бредили, роняя кровь.

Переломанная войнами

Светозарная любовь!

Сердце не смирит со стонами

Сероглазая сестра.

Нам бы быть тебя достойными –

Только умирать пора.

За глаза твои спасибо – и

За слезу, за руки, за…

Улыбнулась больно криво мне

Смерть – и я закрыл глаза.

2

МАТЬ СОЛДАТА

Сама слова молитвы подбирает –

Вернулся бы домой, пусть без ноги,

Иль без руки – и целыми, бывает,

Приходят – только яростны враги.

Оплетена морщинами – молитвою

Одною дышит в деревеньке мать.

Да только и молитва стала пыткою,

Из бездны сердца пытку не изъять…

Всё вспоминает своего Алёшеньку,

Как дёргал пескарей, и, бормоча:

Дай Бог ему посильную дороженьку…

Глядит на блеск закатного луча.

 

*  *  *

А не боится ничего

Гаврош, и весел он.

Тут нищета, как торжество,

А пули – просто фон.

Он, выучивший нищету,

Привыкший напевать,

Порой в грязи, порой в поту,

Не любит умирать.

Он был убит уже не раз,

При этом вечно жив.

И продолжается рассказ,

Хотя без перспектив.

Флаг порван, по штыку скользит

Кровавая струя.

А песня весело летит

В пределы бытия.

Ну что ж, Гаврош, ты вновь, Гаврош

Обманешь тётку смерть.

Умрёшь, останешься, поёшь,

Не изменяя твердь.

*  *  *

В янтарной капсуле молчанья

Увидишь новые стихи.

И не дойдёшь до одичанья

От жёстких приступов тоски.

Янтарь и сам столь поэтичен,

Что строки видятся внутри.

Жаль, голос времен избыточен,

И всё сотрут календари.

 

СТАРАЯ ХИТРОВКА

Разлив Хитровки с тысячью проходов

Под землю – мир во много этажей

Внутри: ужасный мир, обломки сводов,

И зубы островатых кирпичей.

А наверху торговля, да ночлежки,

Пацан бежит, укравши пирожок.

Торговец растерялся и замешкался

И на семитку убыль, как ожог.

Гундосят бабы, сбитень предлагая.

Рванина рыщет, чтоб ещё украсть.

Хитровка, пасть зловонно разивая,

Любую проглотить готова масть.

А под землёй и семьями ютятся,

И клады можно древние сыскать.

Мир, как пародия, на жизнь…

-Ай, братцы! –

И бьют пропойцы своего опять.

*  *  *

Кто энергетик пьёт с утра,

Кто дочку провожает в школу,

Всяк вверен личному глаголу

Судьбы, давно понять пора.

Курильщик, кашляя, идёт,

Алкаш дрожащий алчет водки.

Мир утренний, весьма нечёткий,

Какой сулит он поворот?

Не разберёшь, не разберёшь,

Пока хоть сколько не пройдёшь…

 

БАБОЧКА

Союзна с воздухом она,

С землёю связана так мало.

Совсем немного полетала,

И жизни  лопнула струна.

Прореху в воздухе узреть

На месте бабочки удастся?

Фантазии – твоё богатство,

Твои и золото, и медь.

Узор на крыльях распростёрт –

Чего в узоре этом нету?

Узришь застывшую комету,

Большую рыбу, старый порт,

Букета цветовой аккорд…

Иль город – скрыл его песок.

Я махаона на веранде

Увижу – ясно, одинок,

Я тоже. Речь не о таланте.

Капустниц танец над кустом,

И в танце сложные узоры.

Небесный мир, где коридоры,

Где лабиринт, всегда пустой…

О бабочке, однако, речь,

Чья лёгкость равносильна смерти –

В активе оной много рек,

И даже лик громоздкой тверди.

 

*  *  *

Развилки деревьев в окне, как развилки дорог,

Какими хотел я когда-то пройти, но не смог.

Александр Балтин:   СВОЯ ОПТИКА…

Альманахи, идущие сплошной чередой…

Какою целью задаётся Николай  Ерёмин, выпуская и выпуская альманахи?

Поэзией противостоять реальности, слишком противостоящей поэзии?

Смыслы закольцовываются, созвучия играют, осыпая со своих ветвей тонкий иней ассоциаций…

«Эгида и бренд теория и практика»: соединятся – без знаков препинаков, и загудит, польётся своеобразием мир Константина  Кедрова-Челищева:

метаметафора –
амфора нового смысла
как паровоз
в одной лошадиной силе
как конница в паровозе

дебаркадер уже корабль
корабль уже дебаркадер

Вот и мелькают, чередуясь, теория и практика,

а насколько поэты защищены эгидой небес – не ответить…

А мир вращается себе, мелькает каруселью.

***

Язык цветов, предлагаемый Николаем  Ерёминым,

подразумевает слои счастья,

и лёгкость поэтического исполнения добавляет таинственности

в теорию чувств.

И – в практику:

 

Как все, я ей дарил тогда

Божественные хризантемы…

И продолжались сквозь года

В стихах лирические  темы…

И ей  на языке цветов

Понятно было всё без слов…

***

Статья Евгения  Степанова рассматривает именно практическую: обнажённо-горящую – сторону – литературного бытия…

Можно ли что-то изменить?

Ибо бытовая жизнь тех, кто работает со словом в художественном его варианте – беспросветна…

***

Завораживает образность Елены Данченко:

 

Погребная ночная сырость

рваной сетью мой дом облегает.

Мокрый месяц – как ломтик сыра,

Недоеденный облаками.

 

Свой вариант оптики предлагает поэт, расширяя привычные возможности вИдения.

Собственно – свою оптику и акустику –

предлагают все подлинные поэты:

что доказывает очередной альманах, выпущенный Ерёминым.

 

Александр Балтин город Москва

 

Сергей ПРОХОРОВ

Альманах Миражистов

И Я  КУРИЛ ТОГДА  

 

Я года гадаю,

Всё не помню шибко:

Ну, любил, мечтал и просто жил,

И курил тогда я

Сигареты «Шипка»

И на флоте моряком служил.

 

Я года гадаю

И ищу козырный,

Сколько было их – не перечесть.

И носил тогда я

Гордо бескозырку,

Отдавая юным дамам честь.

 

Я года гадаю –

Молодость былую,

Как колоду карт всю разложив.

И любил тогда я

Всех напропалую,

Беззаветно так же, как служил.

 

Я года гадаю,

Что давно промчались,

Откровенно с вами говорю…

Может быть когда-то

С вами мы встречались,

Только я давно уж не курю.

 

***

На беду

я у своей Отчизны

Не совсем, как надо,

на виду,

Что веду

сидячий образ жизни

И пишу сплошную

ерунду.

Но ведь в том, наверно,

и беда –

Нам нужна такая

ерунда.

ЗАЧЕМ?

 

Не пошлю я  прочь  вас,  к тёте,

Ни  к кому ещё, мой друг,

Если вы мой стих прочтёте

В грустный день, когда умру.

 

Нет,  в иной мир не спешу я –

Держат старые грехи,

И  зачем-то всё ж пишу я

Эти чёртовы стихи.

 

 

СЛАДКИЕ УШИБЫ

 

На мысли случайной

В себе не казнюсь,

А просто нечаянно

Вдруг поскользнусь

 

Но не закричу я,

Почуяв ушиб,

А просто вскочу я

На ноги души…

 

Вскочу, забинтую

Улыбкою боль

И как запятую

Поставлю юдоль.

 

А сколько их ставить

На бренном пути,

Как книгу листая,

И сколько идти?

 

И будут ошибки

И скользкие дни,

И будут ушибы,

Но сладки они.

***

Сыт с утра я манной кашкой,

Но хочу быть Чебурашкой,

С крокодилами дружить,

Жить.

 

Сергей ПРОХОРОВ

Поэт, член Союза писателей России, основатель и редактор двух литературных журналов: «Истоки» и «Литкультпривет!»Живёт в посёлке Нижний Ингаш Красноярского края

 

Игорь СЕВЕРЯНИН

Альманах Миражистов

Игорь Северянин

Годы жизни: 16 мая 1887 – 20 декабря 1941

Страна: Российская империя

Содержание

  1. «Я, гений Игорь-Северянин»
  2. «Ассоциация эгофутуризма» и поэзоконцерты
  3. Король поэтов Игорь Северянин

Свое первое стихотворение Игорь Северянин написал в восьмилетнем возрасте. В начале ХХ века он стал первым эстрадным поэтом, выступал со своими «поэзоконцертами» в разных городах России. В 1918 году на поэтическом вечере в петербургском Политехническом музее Северянина объявили «Королем поэтов» — он обошел всех участников, включая Владимира Маяковского

.

«Я, гений Игорь-Северянин»

Игорь Северянин (урожденный Игорь Лотарев) родился в Петербурге. Уже в восьмилетнем возрасте он написал свое первое стихотворение — «Звезда и дева»

.

Между его родителями — военным инженером Василием Лотаревым и Натальей Лотаревой, происходившей из богатого дворянского рода Шеншиных, были сложные отношения. В 1896 году они разошлись. В этом же году отец будущего поэта ушел в отставку и вместе с сыном переехал в усадьбу Сойволе близ Череповца. Там Игорь закончил четыре класса реального училища, а весной 1903 года они с отцом уехали на Дальний Восток. Поездка через всю Россию вдохновила 16-летнего юношу, и он вновь стал писать стихи. Сначала любовную лирику, а с приближением Русско-японской войны — патриотические тексты.

В конце 1903 года Игорь Северянин переехал в Петербург к матери, разорвав отношения с отцом. Его Северянин больше не увидел: через год отец умер от туберкулеза.

В 1905 году в солдатском журнале «Досуг и дело» появилось стихотворение Северянина «Гибель Рюрика» с подписью «Игорь Лотарев». На деньги дяди он начал выпускать тоненькие брошюры стихотворений и отправлял их в редакции, чтобы получить отзывы. Поэт вспоминал: «Одна из этих книжонок попалась как-то на глаза Н. Лухмановой, бывшей в то время на театре военных действий с Японией. 200 экземпляров «Подвига «Новика» я послал для чтения раненым солдатам. Но отзывов не было…» Всего поэт издал 35 брошюр, которые позже решил объединить в «Полное собрание поэз».

Вскоре Северянин познакомился со своим главным поэтическим учителем — Константином Фофановым, который позже представил его редакторам и писателям. День первой встречи с Фофановым был для Северянина праздником, который он ежегодно отмечал.

 

Тогда же поэт взял себе псевдоним — Игорь-Северянин. Поэт задумал именно такое написание — через дефис, однако в печати оно не закрепилось.

Примерно в это же время стали появляться первые заметки по поводу поэтических брошюр: «Было их немного, и критика в них стала меня слегка поругивать». Обругал поэта и Лев Толстой

. В 1909 году писатель Иван Наживин привез в Ясную Поляну

брошюру «Интуитивные краски» и зачитал некоторые стихотворения графу. «Чем занимаются!.. Это литература! Вокруг — виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них — упругость пробки!» — сказал тогда Толстой. Негативный отзыв почтенного литератора вызвал волну интереса к творчеству Северянина: на каждую его брошюру в прессе появлялись комментарии (далеко не всегда положительные), поэта приглашали на благотворительные вечера, а журналы стали печатать его стихи. Игорь Северянин вошел в моду.

Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!

Игорь Северянин, отрывок из стихотворения

«Ассоциация эгофутуризма» и поэзоконцерты

В 1910 году главное литературное течение начала XX века — символизм — стало переживать кризис: обнаружились внутренние противоречия и разные взгляды символистов на задачи искусства. Игорь Северянин выступил с идеей создания нового направления — эгофутуризма. В «Ассоциацию эгофутуризма» вошли поэты: Константин Олимпов и Иван Игнатьев, Вадим Баян и Георгий Иванов. В интервью одной белградской газете Игорь Северянин рассказал о создании нового направления и подчеркнул, что его «главной целью было утверждение своего «я» и будущего. А главной доктриной была «Душа-истина»». Кружок эгофутуристов существовал недолго: уже через год после его образования поэты разошлись, а Игорь Северянин написал «Эпилог эгофутуризма».

Еще более громкая известность пришла к Северянину после того, как в 1913 году вышел его первый том стихов «Громокипящий кубок», в издании которого поэту помогал писатель Федор Сологуб. В этом же году Северянин вместе с Федором Сологубом и Анастасией Чеботаревской совершил свое первое турне по России. В эти годы слава поэта граничила с идолопоклонничеством: поэзоконцерты, как называл их сам поэт, буквально ломились от публики, завороженной своеобразной музыкальной манерой чтения. Игорь Северянин выступал в длинном черном сюртуке. Меря сцену большими шагами, он читал поэзы нараспев, не смотря в зрительный зал. Поэт Абрам Арго в книге «Своими глазами: книга воспоминаний» писал о выступлениях Северянина:

«Большими аршинными шагами в длинном черном сюртуке выходил на эстраду высокий человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-накрепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть, и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг».

В разгар Первой мировой войны Игорь Северянин стал выпускать сборники один за другим: «Ананасы в шампанском», «Наши дни», «Поэзоантракт». Однако они уже не вызывали такого восторга, как «Громокипящий кубок». Критика ругала поэта за то, что он эпатировал публику, использовал множество иностранных и выдуманных слов. Поэт Валерий Брюсов

отозвался о нем в статье 1915 года: «Как только Игорь Северянин берется за тему, требующую преимущественно мысли… бессилие его обнаруживается явно. <…> Игорю Северянину недостает вкуса, недостает знаний».

Король поэтов Игорь Северянин

В январе 1918 года поэт перебрался из Петрограда с тяжело больной матерью, гражданской женой Еленой Семеновой и дочерью Валерией в небольшой поселок Тойла в Эстляндии (сегодня — Эстония). Спустя некоторое время он ненадолго съездил в Москву. 27 февраля в Большой аудитории Политехнического музея организовали поэтический вечер. Афиши висели по всему городу: «Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет присуждено публикой всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием. Всех поэтов, желающих принять участие на великом, грандиозном празднике поэтов, просят записываться в кассе Политехнического музея до 25 февраля».

Аудитория была переполнена: Владимиру Маяковскому, который в этот вечер читал «Революцию»

, едва хватало места, чтобы взмахнуть руками. Игорь Северянин явился под конец — в неизменном черном сюртуке, в своей привычной манере он нараспев прочел стихи из известного сборника «Громокипящий кубок» и победил. Публика наградила его титулом «Король поэтов». Маяковский стал вторым, Василий Каменский — третьим. В марте вышел в свет альманах «Поэзоконцерты», на обложке которого было указано: «Король поэтов Игорь Северянин».

Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.

Игорь Северянин, отрывок из стихотворения «Рескрипт короля»

Вскоре после этого Игорь Северянин окончательно перебрался в Эстонию. В 1919 году прошел его первый эстонский поэзоконцерт в Ревеле (сегодня Таллин) в Русском театре. Когда Эстония в 1920 году объявила свою независимость, поэт оказался в статусе вынужденного эмигранта. Однако в СССР он не вернулся. В эмиграции Северянин переводил на эстонский язык стихи, сотрудничал с рижскими, тартускими, берлинскими и русскими газетами. За все время эмиграции Игорь Северянин дал около 40 поэтических концертов, выпустил 17 книг, среди которых: «Классические розы», «Роман в строфах» «Рояль Леандра», «Запевка», «Не более, чем сон».

В декабре 1921 года Северянин обвенчался с дочерью домовладельца Фелиссой Круут — это был единственный законный брак поэта. Круут тоже была писательницей. Она познакомила Игоря Северянина с популярными эстонскими литераторами, сопровождала его в поэтических поездках, помогала с переводами, делая для мужа подстрочники. Однако в 1935 году Северянин и Круут расстались, и поэт сначала переехал в Таллин, а затем в деревню Саркуль. В конце 30-х годов он практически не писал стихов, но переводил многих поэтов, в их числе — Адам Мицкевич, Христо Ботев, Пенчо Славейков и другие.

Скончался поэт после продолжительной болезни сердца 20 декабря 1941 года в Таллине, куда перебрался после того, как немцы оккупировали Эстонию. Он похоронен на Александро-Невском кладбище.

Источник:Лекция: «Игорь Северянин. Жизнь и творчество»
Лектор: Олег Клинг

УВЕРТЮРА

 

Колье принцессы — аккорды лиры,
Венки созвездий и ленты лье.
А мы, эстеты, мы — ювелиры,
Мы ювелиры таких колье.

Колье принцессы — небес палаццо,
Насмешка, горечь, любовь, грехи,
Гримаса боли в глазах паяца…
Колье принцессы — мои стихи.

Колье принцессы, колье принцессы…
Но кто принцесса, но кто же та —
Кому все гимны, кому все мессы?
Моя принцесса — Триумф-Мечта!

 

  1. Февраль.

РЕКВИЕМ

 

…«И будет дух мой над тобой
Витать на крыльях голубиных»…М. Лохвицкая.

Помилуй, Господи, Всесветлый Боже,
Царицу грез моих, Твою рабу,
И освяти её могилы ложе,
И упокой её в её гробу…

И вознеси её святую душу,
Великий Господи, в пречистый Рай…
А если я, Твой раб, любовь нарушу,
Своей немилостью меня карай.

Даруй страдалице — любимой, милой —
Познать величие Твоих щедрот…
Господь, укрой её! Господь, помилуй!
Услышь, о Господи, мой грешный рот…

Услышь мольбу мою и, веру множа
В Твое сияние, внемли рабу:
Помилуй, Господи, Всесильный Боже,
Мою владычицу, Твою рабу!

 

  1. Март
  2. Стансы

 

Ни доброго взгляда, ни нежного слова —
Всего, что бесценно пустынным мечтам…
А сердце… а сердце всё просит былого!
А солнце… а солнце — надгробным крестам!

И всё — невозможно! и всё — невозвратно!
Несбыточней бывшего нет ничего…
И ты, вся святая когда-то, развратна…
Развратна! — не надо лица твоего!..

Спуститесь, как флеры, туманы забвенья,
Спасите, укройте обломки подков…
Бывают и годы короче мгновенья,
Но есть и мгновенья длиннее веков!

 

Мыза Ивановка
1909. Август

Лилии души

 

А. На-ой

 

Лилии, лилии чистые,
Звезды саронских полей…М. Лохвицкая

 

В светозарной душе белых лилий посев
‎Расцветет для услад урожая,
‎И болотный туман испарится, осев,
‎Только солнце дохнет, угрожая.
В светозарной душе — белых лилий посев,
‎И такая душа — всем чужая.

Как расцвет золотист! как расцвет ее бел!
‎Помнишь? — днем лепестки перелили
‎Гаммой радуги звонкой, — но луч ослабел,
‎И померкли мелодии лилий.
А зарею опять тихий колокол бел,
‎Сердце златно лучи распалили.

Без боязни сбирай белоснежный посев,
‎Тот сбирай, кто — исчадье порока.
‎Пусть тебя не страшит окружающий зев:
‎Эта жатва не знает упрека…
Ты надменно пожнешь искупленья посев,
‎Но души не поймешь — как пророка…

 

  1. Ноябрь

Маргаритки

 

О, посмотри! как много маргариток —
И там, и тут…
Они цветут; их много; их избыток;
Они цветут.

Их лепестки трехгранные — как крылья,
Как белый шелк…
Вы — лета мощь! Вы — радость изобилья!
Вы — светлый полк!

Готовь, земля, цветам из рос напиток,
Дай сок стеблю…
О, девушки! о, звезды маргариток!
Я вас люблю…

 

Мыза «Ивановка»

* * *

 

Солнце всегда вдохновенно!
Солнце всегда горячо!
Друг мой! Сольемся мгновенно:
Наше желанье — ничьё.

Жизнь безнадежна и тленна,
Мигом трепещет плечо…
Солнце — как мы вдохновенно!
Солнце — как мы горячо!

 

1909. Апрель

 

 

ПАСХАЛЬНЫЙ ГИМН

 

Христос воскресе, Христос воскресе!
Сон смерти — глуше, чем спит скала…
Поют Победу в огне экспрессий,
Поют Бессмертье колокола.

Светло целуйте уста друг другу:
Последний нищий — сегодня Крез…
Дорогу сердцу к святому Югу! —
Христос воскресе, Христос воскрес!

 

1910. Февраль

 

1910. Февраль.

Очам твоей души

 

Очам твоей души — молитвы и печали,
Моя болезнь, мой страх, плач совести моей;
И все, что здесь в конце, и все, что здесь в начале, —
Очам души твоей…

Очам души твоей — сиренью упоенье
И литургия — гимн жасминовым ночам;
Все-все, что дорого, что будит вдохновенье, —
Души твоей очам!

Твоей души очам — видений страшных клиры…
Казни меня! Пытай! Замучай! Задуши!—
Но ты должна принять!.. и плач, И хохот лиры —
Очам твоей души!..

 

Мыза «Ивановка»

3. Солнце и море

 

Море любит солнце, солнце любит море…
Волны заласкают ясное светило
И, любя, утопят, как мечту в амфоре;
А проснёшься утром, — солнце засветило!

Солнце оправдает, солнце не осудит,
Любящее море вновь в него поверит…
Это вечно было, это вечно будет,
Только силы солнца море не измерит!

 

1910. Август

4. Весенний день

 

Дорогому К. М. Фофанову

Весенний день горяч и золот, —
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова — я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!

Душа поет и рвется в поле.
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! какая воля!
Какие песни и цветы!

Скорей бы — в бричке по ухабам!
Скорей бы — в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам!
Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!

 

1911. Апрель

 

 

ССЫЛКИ НА АЛЬМАНАХИ ДООСОВ И МИРАЖИСТОВ

Читайте в цвете на ЛИТСОВЕТЕ!

Пощёчина Общественной Безвкусице 182 Kb Сборник Быль http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=488479

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=496996

ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ из Красноярска! Вышла в свет «ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ» Сто лет спустя после «Пощёчины общественному вкусу»! Группа «ДООС» и «МИРАЖИСТЫ» под одной обложкой. Константин КЕДРОВ, Николай ЕРЁМИН, Марина САВВИНЫХ, Евгений МАМОНТОВ,Елена КАЦЮБА, Маргарита АЛЬ, Ольга ГУЛЯЕВА. Читайте в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска! Спрашивайте у авторов!

06.09.15 07:07

 

45-тка ВАМ new

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=580691:

КАЙФ new
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=580520

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=576833

КАЙФ в русском ПЕН центре https://penrus.ru/2020/01/17/literaturnoe-sobytie/

СОЛО на РОЯЛЕ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=576833

СОЛО НА РОЯЛЕhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=576833

РЕИНКАРНАЦИЯ
Форма: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=575083

КОЛОБОК-ВАМ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=573921

Внуки Ра
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=573474

Любящие Ерёмина, ВАМ
Форма: Очерк http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=572148

ТАЙМ-АУТ

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=571826

КРУТНЯК

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=570593

СЕМЕРИНКА -ВАМ

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=569224

АВЕРС и РЕВЕРС

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=567900

ТОЧКИ над Ё

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=567900 http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=565809

ЗЕЛО БОРЗОhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=564307

РОГ ИЗОБИЛИЯ  http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=561103

БОМОНД

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=553372

ВНЕ КОНКУРСОВ И КОНКУРЕНЦИЙ

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=549135

КаТаВаСиЯ

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=536480

КАСТРЮЛЯ и ЗВЕЗДА, или АМФОРА НОВОГО СМЫСЛА   http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=534005
ЛАУРЕАТЫ ЕРЁМИНСКОЙ ПРЕМИИ http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=531424
ФОРС-МАЖОРhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=527798
СИБИРСКАЯ ССЫЛКАhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=520612
СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=520121
АЛЬМАНАХ ЕБЖ “Если Буду Жив”

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=510444

5-й УГОЛ 4-го ИЗМЕРЕНИЯhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=507564
 

2024

ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ

Альманах Миражистов

Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН

Александр БАЛТИН Сергей ПРОХОРОВ

Игорь СЕВЕРЯНИН

     

ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ

Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН

Александр БАЛТИН Сергей ПРОХОРОВ

Игорь СЕВЕРЯНИН

2024

0

Автор публикации

не в сети 2 дня
Nikolai ERIOMIN1 249
81 годДень рождения: 26 Июля 1943Комментарии: 7Публикации: 247Регистрация: 04-05-2022
2
2
7
6
Поделитесь публикацией в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля