Хоррор, пугающий только своим сюжетом – Рецензия на фильм Пять ночей с Фредди (2023 г.)

Фантазёрс 5 марта, 2024 Комментариев нет Просмотры: 821

Осенью 2023 года состоялась премьера долгожданного фильма по всемирно известной серии игр Пять ночей с Фредди, Five nights at Freddy,s, одних из самых лучших в жанре «Ужасы». Первая игра вышла в августе 2014 года и сразу же произвела фурор во всём мировом игровом сообществе, привлекая своей новизной, загадочностью и атмосферой.  В 2015 году создатель игр FNAF Скотт Коутон объявил о создании фильма на их основе. С этого момента начались проблемы…
Вопросы к фильму возникали всё время, пока он разрабатывался, но особенно много их стало после выхода первого тизера. Их можно условно разделить на две группы – страшная составляющая и сюжет. События фильма происходят в первой половине нулевых годов. Главный герой, Майк Шмидт, живёт один и воспитывает младшую сестру Эбби Шмидт. Он, совершив серьёзный проступок, теряет основную работу, а растущая угроза отчуждения сестры на воспитание их тёти заставляет молодого человека согласиться на, казалось простую, работу ночным охранником в Пиццерии Фредди Фазбера. Место это было полузаброшенным, куда иногда вламывались бомжи и алкоголики. Однако, Майку приходится защищаться уже от охраняемой им собственности – роботизированных кукол (аниматроников). Вроде должно быть страшно, но нет. Помимо всего прочего, Майк с помощью снов  пытается узнать лицо похитителя его младшего брата Гаррета, украденного много лет назад. Главный герой неоднократно принимает помощь со стороны девушки-полицейского Ванессы. Она также проливает свет на некоторые тайны пиццерии и самих аниматроников.
Теперь же перейдём к анализу. Актёрская игра главных,  второстепенных и проходных персонажей поставлена на хорошем уровне, разве что Джош Хатчерсон, играющий Майка Шмидта, довольно деревянный. Только он не справился с типом своего персонажа. Однако, сам Майк постоянно метался от одной ситуации к другой весь фильм, из-за чего сохранять какой-то целостный образ сложно, но у актёра более-менее получилось – Майк Шмидт выглядит и ведёт себя как параноик. Пайпер Рубио, исполнившая роль Эбби, справилась с работой лучше, как и Элизабет Лэил, сыгравшая Ванессу. Отдельной похвалы достоин Мэттью Лиллард, исполнивший роль главного антагониста Стива Реглана, он же Уильям Афтон. Его игра смотрится хорошо, интересно и просто приятно. Взаимодействие между персонажами смотрится очень гармонично, особенно выделяется дуэт Ванессы и Майка.
Постановка окружения и действий в моментах сцен также выполнена на отлично. Общее окружение на локациях сделаны качественно и атмосферно, особенно в пиццерии Фредди. Аниматроники в фильме сделаны не на компьютере, а рабочими инструментами и являются точными копиями из игр и книг. Нарисованных спецэффектов минимальное количество. Также выделяется огромное количество рисунков и надписей, играющие в играх важную роль.
Эмма Тамми, занимавшая пост режиссёра выполнила работу на удовлетворительно. Основная проблема общей постановки картины, сюжетно и стилистически, заключается в стремлении сделать фильм не только драматическим, но ещё и страшным. Атмосферы ужаса и загадочности нет никакой по двум причинам: малое количество страшных сцен и практическое пренебрежение эмбиентом, то есть музыкальным сопровождением окружения, важное для создания атмосферы. Первую проблему можно было решить очень просто – отказ от жанра Ужасы, затем вырезка лишних скримеров. Первая вступительная сцена фильма с убийством неизвестного охранника сделана на уровне детского сада и пугает только своим вопросом «А зачем?», который нам так и не раскроют. Что касается музыкального сопровождения, то оно никакое. В большинстве сцен напряжение не создаётся, а спокойствие обеспечивается отсутствием музыки. Ввиду недостатков закос под жанр Ужасы только мешает общему восприятию.
Теперь стоит основательно пройтись по сюжету. Над сценарием работали: Эмма Тамми, непосредственно основатель FNAF Скотт Коутон, Сет Каддебэк, Крис Ли Хилл и Тайлер МакИнтайр. Над историей работали целых пять человек, включая создателя! Что же могло пойти не так? Оказывается, много чего. Как уже сказано, основная завязка строится вокруг проблем Майка. Она простая, понятная и хорошо обоснованная. Непонятно только, почему у него проблемы с работой – плохое образование или его отсутствие, или нехорошая репутация, поскольку для него вариантов у Стива (Уильяма) толком не было. Главный герой настолько беден, что его соседка Макс помогает ему с сестрой целыми днями просто за спасибо. Объяснений нет, но они особо не нужны. Это условность фильма и важный двигатель сюжета. Проблем добавляет и сама Эбби, имеющая скверный характер и «фишку» говорить с невидимым другом. Этот сюжетный инструмент был использован только один раз в одной фразе их общей Тёти Джейн, после чего выкинут из повествования напрочь. Если этот инструмент убрать, то абсолютно ничего не изменится.
Изначально сюжет максимально простой. Завязка понятна, проблемы главного героя понятны. Всё складывается относительно нормально до первой встречи с душами детей во сне, хотя вопросы всё равно возникают. Например, как давно Майк с помощью снов ищет своего брата? Ответ – неизвестно. После контакта с душами всё уходит под откос. Нам показывают, как Тётя Джейн со своим юристом обсуждает с Макс и её братом, как подставить своего племянника. Они решают испортить пиццерию, охраняемую им, чтобы Майка уволили. Всё логично, но есть нюанс. Во-первых, зачем она притащила с собой юриста – непонятно, эта сцена совсем не требовала его присутствия. Во-вторых, когда наступает осуществление плана в другой сцене, мы видим, что брат Макса с дружками устраивает погром днём. Не ночью, когда Майк непосредственно охраняет, а днём. Майк – ночной охранник, который исполняет обязанности ночью, а не днём. Даже если хулиганы взорвут пиццерию атомной бомбой, установив её внутри днём, а не ночью, ночной охранник не понесёт наказания, потому что, грубо говоря, была не его смена. Логичнее было бы ворваться через главный вход, двери которого то ли стеклянные, то ли пластиковые, всей толпой вырубить Майка, который постоянно спит на новой работе, и осуществить задуманное. В отрезке, где банда громит помещения пиццерии, нам показывают жестокость аниматроников. Казалось, именно здесь должно быть страшно, но нет. Ничего оригинального зритель не увидит и от таких «жестоких» сцен просто уснёт. По итогу Майк не получил никаких проблем из-за погрома, зато от самих нападавших остались только воспоминания. Среди них была и Макс, которая уже не смогла следить за Эбби и Майку пришлось брать её с собой на работу. Наши аниматроники начинают активно контактировать с девочкой и являться ей во снах, рассказывая о «жёлтом кролике». Она спит вместе с Майком на работе, очень мило. Вместе с этим ей во снах начинают показывать похищение Гаррета. Зачем? Конкретного ответа в фильме не дадут, ничего толком не поясняется и не показывается. Этот сюжетный ход больше никак не обыгрывается. Человек, знающий  FNAF хоть немного, сразу догадается о личности «жёлтого кролика». Далее начинается совсем уж странное. Майк, Ванесса и аниматроники играют все вместе и строят крепость из доступной поблизости мебели. К сожалению, этот отрывок напрочь сводит на нет всю жуть этих роботов. Они предстают в роли добрых, милых и неуклюжих помощников. Из-за такого хода стираются все прошлые и будущие, откровенно слабые, потуги режиссёра сделать их страшными и ужасными. Аниматроников уже невозможно бояться.
Далее Майк вынужденно оставляет Эбби дома с Тётей Джейн и зачем-то едет днём в пиццерию, а не ночью. Во сне он вновь встречается с детьми и случайно говорит им, что согласен отдать Эбби в обмен на время со своей старой семьёй. И тут возникает закономерный вопрос – почему после многочисленных попыток Майк так и не увидел похитителя? В фильме нам показывают, что картина рокового дня воссоздана до мелочей. Например, нам несколько раз демонстрируют, как на столе упала и разлилась газировка. Главный герой был настолько одержим этим, что окончательно превратился в параноика, совершающего каждую ночь специальные ритуалы. Скорее всего, Майк никогда не видел лицо похитителя, поэтому и не может его вспомнить. В фильме опять же демонстрируется, что маленький Майк в момент похищения отвернулся, а после увидел, как Гаррета увозят. Дети в его сне точно говорят, что он хотел вернуть не Гаррета, а те счастливые мгновения прошлого, поэтому он согласился на сделку. Однако, Майк быстро осознаёт весь ужас этого поступка и начинает борьбу с аниматрониками. За Эбби домой приходит один из аниматроников и убивает Тётю Джейн. Это будет иметь странные последствия.
В конечном итоге в пиццерии оказываются все – Майк, Эбби, Ванесса, аниматроники и даже виновник почти всех проблем по имени Стив Реглан, он же Уильям Афтон, он же «жёлтый кролик». Нам показывают, что он каким-то магическим образом контролирует аниматроников. Обычный зритель не поймёт этого никак. Только человек, очень хорошо знающий FNAF, догадается, что это всё благодаря субстанции ремнант. Завязывается борьба, в ходе которой Ванесса получает ранение, а Майк играет роль куклы для битья. Эбби же со своей стороны рисует страшный рисуночек с плохим Уильямом и меняет им рисунок с весёлым жёлтым кроликом на стене посреди других картинок. Аниматроники, внезапно для всех, атакуют главного злодея и побеждают. Пожалуй, это один из самых вопиющих и нелогичных моментов за весь фильм. Как рисунок связан с разумом аниматроников? Почему это вообще сработало? Ответов зритель не получит. Только знающий человек, фнафер, то есть фанат FNAF, с трудом может вынести какие-нибудь предположения.
По итогу всё сложилось хорошо. Майк и Эбби наладили отношения. Живут радостно, Тётя Джейн мертва, но Ванесса лежит в больнице в коме. Между прочим, смерть их тёти вообще особой роли не играет. Грохнули тётку и всё на этом. Уильям Афтон побеждён, но обещал вернуться. И он вернётся. Из плюсов можно ещё отметить гигантское количество отсылок на проекты Скотта.
Говоря о личных впечатлениях, которые и так неплохо отражены в анализе сюжета, хочется сказать, что с субъективной стороны фильм ужасно разочаровывает, а с объективной вызывает отвращение. Я долгое время, с года 2015, являлся фанатом игровой и книжной серий FNAF. Мною было изучено большое количество материала по этой вселенной. Годами мне она нравилась, пока в 2022 году не ушёл от этого. Однако, всё в лучших последних традициях Скотта Коутона – хороший сюжет есть только в его голове. Между прочим, фильму есть более подходящие альтернативы: фанатская любительская короткометражка 2015 года на 30 минут и его первая книжная трилогия – Пять Ночей С Фредди Серебряные Глаза, Неправильные и Четвёртый Шкаф. Короткометражка до боли простая и понятная, с хорошей атмосферой. Книги в плане сюжета смотрятся куда лучше, чем остальные проекты Скотта. Есть ещё серия книг «Файлы Фредди», отвратительные «Ужасы Фазбера» и менее известные «Истории из Пиццаплекс».
В заключении можно сказать, что сам по себе фильм по большей части представляет склейку из всего, что придумал Скотт Коутон. Ничего страшного, кроме сюжета, нет. Это кинопроизведение является одной из худших игровых экранизаций, что не помешало стать самым прибыльным фильмом ужасов. Поклонник будет расстроен, а обычный зритель ничего не поймёт. Кинопроизведение совсем не вписывается в рамки жанра Ужасы. С технической стороны всё хорошо, со стороны истории всё плохо, к просмотру данный фильм не рекомендуется.

Ссылка на объект или предмет рецензии: https://www.kinopoisk.ru/film/952158/?utm_referrer=yandex.ru
0

Автор публикации

не в сети 1 неделя
Фантазёрс1 207
День рождения: 18 АвгустаКомментарии: 55Публикации: 32Регистрация: 24-12-2021
2
Поделитесь публикацией в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля