СУЕТАВОКРУГСОНЕТА Виртуальный Альманах Миражистов

Nikolai ERIOMIN 14 августа, 2023 Комментариев нет Просмотры: 243

СУЕТАВОКРУГСОНЕТА

Виртуальный Альманах Миражистов

Константин КЕДРОВ Николай ЕРЁМИН

Александр БАЛТИН Галина БАДАНОВА Олег ПЛЯСКИН Эдуард РУСАКОВ Эльвира ЧАСТИКОВА Валерий ПРОКОШИН

Павел ПОЛУЯН Владимир ЗАМЫШЛЯЕВ Сергей ПРОХОРОВ Митрофан-Доброгот РАИЛКО Ольга ПОГОРЕЛОВА Мария МУРАВЬЁВА(Мари МУР)  Осип МАНДЕЛЬШТАМ Николай ГУМИЛЁВ Анна АХМАТОВА Евгений СТЕПАНОВ

КрасноярсК

2023

 

СУЕТАВОКРУГСОНЕТА

Виртуальный Альманах Миражистов

Константин КЕДРОВ Николай ЕРЁМИН

Александр БАЛТИН Галина БАДАНОВА Олег ПЛЯСКИН Эдуард РУСАКОВ Эльвира ЧАСТИКОВА Валерий ПРОКОШИН

Павел ПОЛУЯН Владимир ЗАМЫШЛЯЕВ Сергей ПРОХОРОВ Митрофан-Доброгот РАИЛКО Ольга ПОГОРЕЛОВА Мария МУРАВЬЁВА (Мари МУР) Осип МАНДЕЛЬШТАМ Николай ГУМИЛЁВ Анна АХМАТОВА Евгений СТЕПАНОВ

КрасноярсК

2023

Автор бренда МИРАЖИСТЫ составитель и издатель Николай ЕРЁМИН

Фото Стромболи (Италия, 8.08.2023)  из блога БРАТСК-РАЙ https://e.mail.ru/0/0:16919726420473634609:0/?folder_id=0

Скрипач Марка ШАГАЛА

Кошек нарисовала   Кристина ЗЕЙТУНЯН-БЕЛОУС г Париж

© Коллектив авторов 2023г   

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА,  ПРЕДИСЛОВИЕ

НАД КНИГОЙ «СТО СОНЕТОВ»

https://stihi.ru/2023/08/09/1049

Эпиграф:

Эльвире Частиковой.

 

Составляли суть сонета

Два катрена, два  терцета…

Мне ж всё ближе, спору нет,

Ах, – Шекспировский сонет.

 

Вопрос:

– Всё хорошо… Прочитала.

Отправила приятельнице, а она и спрашивает:

— А где же сонеты?
Ответ:

– В рамках ТРАДИЦИИ и НОВАТОРСТВО

тема СТРУКТУРА СОНЕТА до сих пор дискуссионна и служит основанием для диссертаций  в Литературном институте.

Дело в том, что от древнего сонета остался скелет — 14 строк –

И новая  плоть может быть какой угодно.

Такой взгляд на сонетную форму

Предполагает  ломку стереотипов, –

Вопреки архаическим стандартам, которые стали памятниками,

И копировать которые

Просто  смех и грех.

Вопрос:

– Возможно, Вы и правы, но это тогда другой жанр, потому что важны не только 14 строк, но и теза с антитезой, и рифма ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ в 8 строчках, но проигрывающая перекрёстность и опоясывание. Пусть уж и не будет пятистопного ямба, как надо по канону!

Впрочем, всё можно позволить себе, ОТКРЫВАЯ НОВЫЙ ЖАНР и называя его уже по-своему…когда своя рука — владыка, почему НЕТ?!.

Ответ:

–  Есенин сказал:

«И под плач панихид,

Под кадильный канон

Всё мне чудился тихий

Раскованный звон»

 

И он был прав.

Именно РАСКОВАННЫЙ ЗВОН,

а не скованный…

Где шаг влево или вправо – считался побегом и наказывался расстрелом…

И я прав, потому что я — лев

По гороскопу.

Александр Балтин в эссе «СТО СОНЕТОВ – СТО БУКЕТОВ» отметил:

Сонет Николая  Ерёмина – особого пошиба:

оставаясь, разумеется, в пределах 14 строк,

он играет всеми взрывными особенностями поэзии: шампанские брызги срываются с лёгких слов, и жизнелюбие, оттенённое улыбкой опыта, особым образом становится шифром  в недрах поэтического действа.

Таким бразом на фоне этих текстов и возник замысел  очредного альманаха под брендом МИРАЖИСТЫ:

СУЕТА ВОКРУГ СОНЕТА

 

Константин КЕДРОВ

Виртуальный  Альманах Миражистов

                                 

 

 

 

* * *

Я знаю точно смерти нет
Ты в глубине сердечной
Хотя бы на один момент
Явись из жизни вечной
Пусть я того не заслужил
Ты только прикоснись
Ведь я с тобой полвека жил
Ну хоть на миг явись
Незримым облаком любви
Окутало планету
Живи живи живи живи
Планета многа лета
Плыви сквозь облака любви
Живи живи живи живи

 

Город Москва

 

 

 

 

 

 

 

Николай ЕРЁМИН

Виртуальный Альманах Миражистов

 

 

 

 

СОНЕТ  ПРО ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ

Я жил — как будто был во сне —
С температурой, весь в огне…
Несчастная любовь — во мне…
Счастливая любовь — в окне,
К весне, к берёзам и к луне,
И к музыке, увы, извне,
В ночной кромешной тишине
Императив: Приди ко мне!
Весна — и вдруг, скажи на милость,
Во мне и вне всё изменилось!
И в зеркале — счастливый вид,
И в сердце музыка звучит…
И — стихотворный — мой — в ответ —
Выздоровленья страстный бред…

Александр БАЛТИН

Виртуальный Альманах Миражистов

***

Лес под небом – с небом говорит,

Небо изливается дождями.

И листва, играя, закипит –

Будто в грандиозной водной яме

Размещён великолепный лес.

Ну а после – тысячи сияний,

Птичий цвирк и торжество небес,

Не был чудо-лес в кипучей яме.

Ибо весь он весть, его размах,

Километры густоты зелёной.

Озеро лежит в его руках

Чашею, собою утолённой.

Скит глубок. И те, кто в нём живут

Ведают неведомый маршрут.

***

Галина БАДАНОВА

 

СОНЕТ

Зачем нужна поэзия? И вообще – искусство?

Поэтов жизнь сурова  и горька.

Но тянется к перу привычная рука…

Переполняют грудь поэта чувства…

 

Поэтов называют чудаками,

И смотрит обыватель свысока…

Трагедии судьбы идут издалека –

И вновь мгновения дуэли с нами.

 

Однако есть читатель, сердцем тонкий,

Кто душу стихотворную поймёт

И утешенье для себя найдёт.

 

Поэзия – целитель, голос звонкий,

Надежду путнику в тумане подаёт –

И у читателя улыбка на устах цветёт…

 

Олег ПЛЯСКИН

Виртуальный Альманах Миражистов

Удар, стилет из-под тишка!

А рана та больней саднит,

Что нас с обидчиком роднит…

Ведь слова грань, остра, тонка!

 

От них не существует лат,

Они как плеть, по телу шрам!

Как яд к язвительным устам,

Вдруг брызнет, и никак назад,

 

Ни выправить, ни залатать…

Слова, что в душу ворвались!

Помру ли, выживу, как знать?

 

Вы с током крови так слились!

И нет присяжных, оправдать,

Моих убогих строчек жизнь…

 

17:12/10.05.2012

 

Эдуард РУСАКОВ

Виртуальный Альманах Миражистов

 

ПРОЩАЛЬНЫЙ СОНЕТ

 

Отроялил грустный Брамс.

– До свиданья, моя рыбка.

Я узнал, что я твой брат.

– До свиданья, моя рыбка.

 

Перспектива — ранний брак!..

– До свиданья, моя рыбка.

Я не брал тебя, не брал!

– До свиданья, моя рыбка.

 

Я на прошлом ставлю «брак».

– До свиданья, моя рыбка.

Колыханье тяжких бра…

– До свиданья, моя рыбка…

 

Уплываешь стилем брасс?

– До свиданья, до свида…

 

 

 

 

На фото Аида ФЁДОРОВА Эдуард РУСАКОВ Николай ЕРЁМИН

 

Эльвира ЧАСТИКОВА

Виртуальный Альманах Миражистов

 

СОНЕТ НАПРАВЛЕНИЯ

Не спрашивай меня куда иду,

Не втягивай в свои глаза оленьи!

Создатель держит предо мной звезду,

И я определяю направленье.

 

А большее мне знать невмоготу,

Довольно и того, что в поле зренья.

Я обретаю мягкое смиренье –

Пройти необъяснимую черту.

 

Не увлекай меня на путь тщеты –

Он пройден мною полностью, и ты

Мне нового открыть уже не в силах.

 

Ты видишь? – Я равняюсь по лучу.

Я даже не иду уже – лечу!

И, кажется, не числюсь меж бескрылых

 

Валерий ПРОКОШИН

Виртуальный Альманах Миражистов

ВОЗВРАЩЕНИЕ
(Венок сонетов)

1

 

Вот старый календарь моей души:
Дневник судьбы, старинный многотомник,
Запутанный, как дикие плющи,
В саду, где умер ласковый садовник.

И понял я, что, сколько не греши,
Не будет хуже… Клоун иль затворник,
Проснувшись утром, через подоконник,
В сад выпрыгнул, ищи теперь, свищи.

Я бросил дом, где не было тепла,
В нем только пыль по комнатам плыла
И не могла никак остановиться.

Когда-нибудь все это надоест!
…О том, что было и о том, что есть
Листает память мятые страницы.

 

2

 

Листает память мятые страницы,
На длинных крыльях следом прилетев.
Вдали пейзаж рябит кусочком ситца,
На расстоянии осиротев.

А рядом — зданье маленькой больницы
За тощими фигурками дерев,
Смотрю туда, на корточки присев,
Уверенный, что это тоже снится:

Старухи — в черном, санитарки, дети,
Свиданья в парке с узелками снеди
И тихие — снаружи — этажи.
Я вижу сон, навеянный недавним
Паденьем в бред, с одним напоминаньем —
Был жизни срок, замешанный на лжи.

 

3

 

Был жизни срок, замешанный на лжи,
С распутной торопливою любовью,
Где я с чужою женщиной грешил,
Прислушиваясь к нервному злословью.

И двойственности шут меня смешил,
Когда вернувшись под ночную кровлю,
Я разбавлял сознанье горькой кровью,
Отравленной в заплаканной тиши.

Угрюмой смутой окружала тьма.
Действительность, боясь сойти с ума,
Мне закрывала веки, смяв ресницы.

И не ждала, избавившись, назад
В свой грязный быт — миниатюрный ад,
Где я сумел лишь тенью повториться.

 

 

 

4

 

Где я сумел лишь тенью повториться,
Неповторимых судеб нынче нет.
Они все там, где дальние зарницы
Чужим теплом коснулись детских лет.

Там мальчуган, испуганный как птица,
Смотрел вокруг на самодельный бред
Людей, вещей… И плакал, видя свет
Иной, но недоступный чтоб напиться.

Тогда отбросив тело на газоны,
Тень стала плотью, изменив законы,
Что были для нее не хороши.

Явь заменив видением фатальным,
Она меня не мучила страданьем
В закрытой для чужих сердец глуши.

 

5

 

В закрытой для чужих сердец глуши
Мои обиды наполнялись хламом,
Пространство стригли острые стрижи,
Цветы темнели, забродив нектаром.

И запах яблок (только им дыши)
Повсюду плыл в мальчишестве упрямом.
Вовсю горел закат пасхальным храмом,
В котором не осталось ни души.

И обжигая визгами язык,
Шесть чувств спешили, помня про живых,
От прежде данных клятв освободиться.

А вместо смерти с четырех сторон
Птенцами всех кладбищенских ворон
Росли грехи вороньей вереницей.

 

6

 

Росли грехи вороньей вереницей,
Стряхнув силки теперь бессильных мук.
Пространство, будто космосом дымится,
Ничем не заземленное вокруг.

Мне было странно видеть, как двоится
Ночной пейзаж, как пропадает звук,
А яблоко, скользнувшее из рук,
Не торопилось падать и катиться.

И соблазняя счастьем — все забыть,
Ползла под кожей, пожирая стыд,
Змея измены — разума убийца.

Войдя чужой энергией в меня,
Сливалась темень с заревом огня,
А время только в прошлое стремится.

 

7

 

А время только в прошлое стремится,
Расплющивая тяжестью веков
Младенцев недоразвитые лица
И высохшие трупы стариков.

Кривился мир, перемешав границы
Растений, насекомых, облаков,
Освобождая память от оков
Воспоминаний, переставших биться.

И я не узнавал своих владений,
Как будто здесь за час сто поколений
Прошло. Их не догнать, как не спеши.

Однако всякой жизнью правит тайна —
Вдруг дождь пошел почти горизонтально
По выпуклому полю спелой ржи.

 

8

 

По выпуклому полю спелой ржи,
Простоволоса и едва одета,
Шла женщина ко мне сквозь миражи,
Возникнув из библейского рассвета.

За ней ползли развратные ужи,
Не ведая в желаниях запрета,
Все страсти испытав… И только эта
На их не соглашалась кутежи.

Она прошла по утреннему саду,
Доступная единственному взгляду,
Промокшая под дождиком насквозь.

Все яблоки созрели, как попало,
Потом одно качнулось и упало,
Но треснула внутри земная ось.

9

 

Но треснула внутри земная ось!
Сон вылился источником нечистым.
И я увидел сквозь внезапность слез,
Что этот сад жил шелестом и свистом.

Здесь каждый лист любовь в природу нес,
А всякий воробей здесь был горнистом
Гармонии. За облаком волнистым
Катился в небо солнечный обоз.

Еще хранил в себе я ночи ношу,
Но облепили запахи мне кожу,
Как брызги из-под мельничных колес.

И кулачками в плоть мою стучали…
Стремительней, чем кажется вначале,
Рассвет распространился вкривь и вкось.

10

 

Рассвет распространился вкривь и вкось
С неопытною силой вдохновенья,
Затягивая взглядом в свой наркоз,
Где сжались в точку голые виденья.

От кончиков ногтей и до волос
Опять смущал соблазн грехопаденья,
И стебель возбужденного растенья
Из живота желанием пророс.

Чужой всему и разобщенный весь,
Я сам себе доказывал, что здесь
Не надо доверяться сновиденью.

Но падал сверху свет под тем углом,
Когда сомненья держат на потом,
И плоть боролась с ускользавшей тенью.

11

 

И плоть боролась с ускользавшей тенью,
Вживаясь в оболочку бытия,
Стремясь во всем к свободному движенью
То облаков, то ветра, то ручья.

Подобно молодому нетерпенью,
По жилам разбежалась боль моя.
Свое предназначенье не тая,
Судьба опять соединилась с нею.

Я представлял себя уже в дороге,
Где тень покорно мне оближет ноги…
Но как воображению не лги,

Ему одной действительности мало.
И зренье эту жизнь воспринимало
Сквозь призму счастья, словно сквозь стихи.

12

 

Сквозь призму счастья, словно сквозь стихи,
Погибший мир, воскреснув идеалом,
Из прошлого стремился, вопреки
Пророчествам, толпящимся за садом.

Две линии, скользнув из-под руки,
Соединились правильным овалом.
Я понял — это было лишь началом,
Закончились мои черновики.

Из трещины, прошедшей вдоль ограды,
Вернулись все названия и даты
И были их дыхания легки.

За ними вслед под выдохи и вдохи
В стремительной ребячьей суматохе
Все возвращалось на свои круги.

13

 

Все возвращалось на свои круги,
Как в прошлый раз, но только без проклятья.
И верилось, что сроки велики
От люльки — до последнего объятья.

Явились судьбы, как проводники,
Средь них особо выделилась чья-то —
Не страстью, а желанием зачатья.
И я переступил через грехи.

Старухи и младенцы на руках
По венам плыли с тайной на устах
Наперерез привычному теченью.

Потом они заканчивали путь,
Пройдя сквозь сердце и вливаясь в грудь
Любовью, равной смерти и рожденью.

14

 

Любовью, равной смерти и рожденью,
Наполнен я, как музыкой — труба,
Доверившись земному притяженью
И неземному воздуху у лба.

Соединив две вечности, паденью
Не преданы ни гений, ни толпа.
…Я два тысячелетья за тебя
Сегодня отдал высшему мгновенью.

А ты вздохнула зябко у порога:
— Одной любви для этой жизни много.
И в дом вошла, в котором я не жил.

Но клялся я, что нашей жизни хватит
И в дом занес единственную память:
— Вот старый календарь моей души.

15

Вот старый календарь моей души.
Листает память мятые страницы:
Был жизни срок, замешанный на лжи,
Где я сумел лишь тенью повториться.

В закрытой для чужих сердец глуши
Росли грехи вороньей вереницей,
А время только в прошлое стремится
Вдоль выпуклого поля спелой ржи.

Но треснула внутри земная ось!
Рассвет распространился вкривь и вкось,
И плоть боролась с ускользавшей тенью.

Сквозь призму счастья, словно сквозь стихи,
Все возвращалось на свои круги
Любовью, равной смерти и рожденью.

 

Павел ПОЛУЯН

Виртуальный Альманах Миражистов

НЕ СУДЬБА

Я сам решил довольствоваться здесь
Никчёмной, никудышною планидой:
Кто пробует на облако залезть –
Тот вряд ли насладится чудным видом.

Мне в превеликой радости такой
Отказано судьбой бесповоротно.
Руководящей длинною рукой
Задвинут я туда, куда угодно

Судьбе…. Она сама меня
Настроила на окончанье дня:
Как зазвенит космический будильник –

Так я проснусь, простую жизнь любя,
И для горенья вечного огня
Засуну голову в порожний холодильник.

 

Владимир ЗАМЫШЛЯЕВ

Виртуальный Альманах Миражистов

 

ВИНО

 

Писать сонет немудрено,

Была бы голова в раздумье

И вдохновения вино,

И за окошком – полнолуние…

Луна, вино и мысль моя…

Я, им подвластен,  поневоле

Пишу о чувстве смутной боли,

Ни в чём диагноз не виня…

Я сам себе – больной и врач,

И даже подаю советы

Напротив –   в зеркале – поэту…

И  говорю:  – Собрат, не плачь

Ни над собой, ни над людьми,

Ведь все мы  – копии любви.

Сергей ПРОХОРОВ

Виртуальный Альманах Миражистов

 

О БРЕННОСТИ

 

Вы не печальтесь, если что – посмейтесь,

И покрутите  пальцем у виска,

Когда я намекну вам вдруг о смерти,

Поверьте – не шучу. Она близка.

 

Я чую и шаги её, и запах,

Холодный запах тлена бытия.

Она приходит. Не совсем внезапно –

Все ждут конца, как жду его и я.

 

И что однажды постучится в двери,

И заслонит собою белый свет.

Как хочется мне этому не верить.

Такой вот получается сонет.

 

Кто там за дверью? Смерть?

А ну, закрой-ка двери!

 

Посёлок Нижний Ингаш

 

Митрофан-Доброгот РАИЛКО

Виртуальный Альманах Миражистов

 

ТУМАН НЕ ТАЕТ

Я растворяюсь с облаками,

Забыв прогнозы бытия…

И пью коктейли со стихами,

Увы, за край свой заходя…

 

Потом, болея и страдая,

Мучительно в сознанье прихожу…

И – главное, что точно путь свой знаю

И вечное стремление в мечту.

 

Там прошлые мои картины,

Незавершённых чувств этюды

И образы знамений милых,

И неизведанное чудо…

 

Но вновь реальность приземляет –

И неизвестности туман не тает…

 

Ольга ПОГОРЕЛОВА

Виртуальный Альманах Миражистов

 

***

Я говорю, что я тебе не верю,

И ты меня любимой не зови.

Как будто, вздрогнув, закрываю двери

Перед лицом обиженной любви.

Лишь миг глядишь растерянно и строго,

И вот уже становишься суров.

В одно мгновение взорвана дорога

Из шатких слов, которой шла любовь.

В твоих глазах и тени нет упрёка,

Ни грусти, ни страданья — ничего!

Ты так жесток, как я была жестока,

Мне больно от молчания твоего!

 

Не умолкай же, слышишь, говори!

Не верю — означает:  повтори!

***

Мария МУРАВЬЁВА(Мари МУР)

Виртуальный Альманах Миражистов

 

Август

 

Август. Время мёда

И холодных рос,

Яблочных восходов,

Запоздалых слёз.

 

Август мой! Ступени

К тайнам Сентября…

Каждая – сомненье,

Что всё было зря.

 

За порог вокзала,  –

Вот моя стезя.

Август, я устала,

Да назад нельзя.

 

Август, не спеши

На помин Души…

 

Город Дивногорск

 

 

 

 

Осип МАНДЕЛЬШТАМ

Виртуальный Альманах Миражистов

 

ЛЕНИНГРАД

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать!

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

Декабрь 1930 г.

Читайте на WWW.SAMARA.KP.RU: https://www.samara.kp.ru/daily/26180/3070155/

Николай ГУМИЛЁВ

Виртуальный Альманах Миражистов

СОМНЕНИЕ

Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас.

Возьмусь за книгу, но прочту: «она»,
И вновь душа пьяна и смятена.

Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжет… Нет, мне не спать, а ждать.

И, крадучись, я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну.

Вон там, у клумб, вы мне сказали «да»,
О, это «да» со мною навсегда.

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас покорней не было и нет.

Что ваше «да», ваш трепет, у сосны
Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны.

Анна АХМАТОВА

Виртуальный Альманах Миражистов

Анна Ахматова

 

 

***

Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

23 апреля 1942, Ташкент

Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/anna-ahmatova-stihi/

 

 

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Евгений СТЕПАНОВ

Виртуальный Альманах Миражистов

 

Евгений Степанов
Книга “ЖАНРЫ И СТРОФЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Версификационная практика поэтов XX и XXI веков. (Издание в III томах) Том I”

 

СОНЕТ КАК НОВАЯ АВАНГАРДНАЯ ФОРМА

 

Сонет — старинная стихотворная форма, которая зародилась в Италии в ХШ веке. Это стихотворение, состоящее из 14 строк, имеющее определенное чередование катренов и терцетов (иногда используется и дистих), а также отличающееся особой тематикой и системой рифмования.
Непревзойденными мастерами жанра были Данте, Петрарка, Микеланджело, Шекспир, Пушкин…
Проблематика сонета основательно проработана в отечественной филологической науке. Большой вклад в российскую сонетологию внесли М. Гаспаров, А. Квятковский, С. Титаренко, К. Герасимов, О. Федотов, С. Кормилов, Т. Кошемчук, Т. Бонч-Осмоловская, И. Чудасов, чьи труды широко известны. Их мы учитывали при написании этой главы.
Наиболее распространены итальянский, английский и французский сонеты.
Итальянский сонет насчитывает два катрена (на две рифмы) и два терцета (на две-три рифмы) — АБАБ АБАБ ВГВ ГВГ (или ВГД ВГД). Английский (или шекспировский) сонет состоит из трех катренов (на две рифмы) и одного дистиха (на одну рифму) — АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ.
Французский сонет состоит из двух катренов и двух терцетов и рифмуется по системе АБАБ АББА ББВ ГВГ или АБАБ АБАБ ББВ ГГВ.
Также существуют «половинный сонет» (1 катрен и 1 терцет); «безголовый сонет» (отсутствует первый катрен); «сплошной сонет» (он написан на двух рифмах); онегинская строфа (это сонет, созданный Александром Пушкиным, с обязательным чередованием перекрестной, парной и опоясывающей рифмовок в катренах), и т. д.
Большинство сонетов написано пятистопным или шестистопным ямбом. В катренах используются перекрестные или опоясываюшие рифмы, в дистихах — парные. В терцетах система рифмования варьируется.
В сонете имеет значение не только форма, но, разумеется, и содержание (тематика). Катрены объединены по смыслу как борьба противоположностей, зачастую как теза и антитеза (или продолжение тезы). Логический параллелизм.
Венок сонетов состоит из 15 стихотворений, где последняя строка каждого из 14 сонетов является началом следующего — таким образом подчеркивается связь между строками. Завершающий сонет воспроизводит первые строки всех 14 предыдущих сонетов, заключая в себе как бы итоги всего произведения.
Принято считать, что в отечественной поэзии сонет появился в 1732 году, когда Василий Тредиаковский (авторство переводчика до сих пор вызывает дискуссии) опубликовал перевод сонета Жака Валле де Барро (1602—1673) — «Боже! Коль твои судьбы правости суть полны». В дальнейшем вышеуказанный сонет был переведен Александром Сумароковым, а также в 1735 году тем же Тредиаковским.
Постепенно сонет стал не только «переводной» формой.
Ведущие поэты ХУШ — ХК веков отдали дань сонету — Гаврила Державин, Василий Жуковский, Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Aнтон Дельвиг, Алексей Ржевский, Михаил Херасков, Дмитрий Веневитинов, Николай Языков, Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Вильгельм Кюхельбекер, Аполлон Григорьев, Василий Курочкин и другие. Дворянская культура предполагала владение различными стихотворными формами. В то время нередки были сонеты-мадригалы, сонеты-эпитафии.
Александр Пушкин оставил только 3 произведения в этом жанре — «Сонет», «Поэту» и «Мадонна». И, безусловно, это абсолютные шедевры, которые звучат современно и в наши дни.

 

СОНЕТ

Scorn not the sonnet, critic.
                                           Wordsworth*.

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.
(1830) [1]

___________________________________________
* Не презирай сонета, критик. Вордсворт. (англ.).

 

Пушкин как истинный новатор в поэзии реформировал сонет — он создал онегинскую строфу: 14 стихов с рифмовкой АбАб+ВВгг+ДееД+жж. Подробно Онегинскую строфу исследовал М. Гаспаров. Он писал: «Онегинская строфа, созданная Пушкиным для своего романа в стихах, — одна из самых длинных в русской поэтической практике: 14 стихов с рифмовкой АбАб+ВВгг+ДееД+жж. Таким образом, здесь следуют друг за другом четверостишия всех трех возможных рифмовок — перекрестной, парной и охватной, а затем заключительное двустишие. Перекрестная рифмовка ощущается как умеренно сложная, парная — как более простая, охватная — как наиболее сложная, двустишие — как самая простая: получается чередование то большего, то меньшего напряжения. Часто первое четверостишие задает тему строфы, второе ее развивает, третье образует тематический поворот, а двустишие дает четко сформулированное разрешение темы». [2] Онегинской строфой написаны «Тамбовская казначейша» Михаила Лермонтова, некоторые стихотворения Максимилиана Волошина, Юргиса Балтрушайтиса и других поэтов.
В начале ХХ века сонеты писали Иннокентий Анненский, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов, Анна Ахматова, Игорь Северянин, Георгий Шенгели, Павел Антокольский, Демьян Бедный, в середине и конце столетия — Семён Кирсанов, Арсений Тарковский, Илья Сельвинский, Иосиф Бродский, Генрих Сапгир, Леонид Аронзон, Владимир Солоухин, Валерий Прокошин…
В настоящее время сонет (а тем более венок сонетов) — не столь популярная стихотворная форма, как, скажем, в XIX и ХХ веках.
Между тем, существуют авторы, которые пишут сонеты. Следует упомянуть Григория Аросева, Игоря Белова, Сергея Бирюкова, Юрия Богданова, Яна Бруштейна, Влада Васюхина, Татьяну Виноградову, Ефима Гаммера, Данилу Давыдова, Ольгу Денисову, Александра Ерёменко, Владимира Ермолаева, Елену Зейферт, Андрея Канавщикова, Александра М. Кобринского, Тимура Кибирова, Кирилла Ковальджи, Андрея Коровина, Виктора Коркия, Вячеслава Куприянова, Александра Лайко, Наталию Лихтенфельд, Наталью Мазо, Владимира Масалова, Сергея Мнацаканяна, Юрия Проскурякова, Ирину Репину, Вадима Степанцова, Дмитрия Цесельчука, Георгия Чернобровкина, Антона Чёрного и некоторых других.
Палиндромические сонеты пишут Борис Гринберг, Александр Бубнов, Владимир Пальчиков-Элистинский. [3] В ХХ веке палиндромические сонеты также писали Дмитрий Минский, Савелий Гринберг (1914—2003) и ряд других авторов.
Блистательным мастером и реформатором сонетной формы был Генрих Сапгир (1928—1999). Он оставил богатое поэтическое наследие, в частности, знаменитые «Сонеты на рубашках». Наряду с традиционными сонетами Сапгир писал новаторские, необычные по форме. Например, в «Рваном сонете» или сонете «Это все о Париже» полностью отсутствуют рифмы, что, конечно, для этого жанра не характерно. Сапгир часто использовал в сонетах анжамбеманы, что также не распространено. Приведем один пример.

 

СОНЕТ – СТАТЬЯ

«Большая роль в насыщении рынка това-
рами принадлежит торговле. Она
необычный посредник между произво-
дством и покупателями: руково-
дители торговли отвечают за то,
чтобы растущие потребности населе-
ния удовлетворялись полне-
е, для этого надо развивать гото-
вые связи, успешно улучшать проблемы улучше-
ния качества работы, особенно в отноше-
нии сферы услуг, проводить курс на укрепле-
ние материально-технической базы, актив-
но внедрять достижения техники, прогрессив-
ные формы и методы организации труда на селе». [4]

 

Даже в, казалось бы, традиционных сонетах Сапгир расшатывает форму. Прежде всего — синтаксис.

 

ДУХ

Звезда ребенок бык сердечко птичье —
Все вздыблено и все летит — люблю —
И налету из хаоса леплю
Огонь цветок — все — новые обличья
Мое существованье фантастично
Разматываясь космос шевелю
И самого себя хочу настичь я
Стремясь из бесконечности к нулю
Есть! пойман!.. Нет! Еще ты дремлешь в стебле
Но как я одинок на самом деле
Ведь это я все я — жасмин и моль и солнца свет
В башке поэта шалого от пьянства
Ни времени не знаю ни пространства
И изнутри трясу его сонет [5]

 

И в своих сонетах (разумеется, авангардных!) Генрих Сапгир сохраняет яркую индивидуальность.
Иронические сонеты пишет Владимир Ермолаев из Риги. Он развивает традиции выдающегося авангардиста Александра Кондратова (1937—1993), перу которого, в частности, принадлежит такой сонет:

 

СОНЕТ

сонет
сонет —
сонет!
Сонет,
сонет,
сонет:
сонет.
Сонет?
Сонет!
Сонет-сонет.
Сонет,
сонет,
сонет-сонет! [6]

 

Александр Кондратов работал в паралельных направлениях с другим поэтом-авангардистом — австрийцем Герхардом Рюмом, который создал похожие сонеты, один из которых ранее был опубликован в журнале «Дети Ра». [7] Сонеты-акростихи достаточно редки в современной поэзии — известны опыты поэта из Великих Лук Андрея Канавщикова.
Во французской поэзии известен сонет Жана Бенса (члена группы УЛИПО), в котором нет существительных, глаголов, прилагательных.
В ХХ, а тем более в XXI веках иногда меняется тематика сонета — она становится более широкой и менее философской. Хотя основные темы традиционны: борьба добра и зла, любовь, смерть. Именно об этом идет речь даже в палиндромических сонетах. Вот, например, произведение В. Пальчикова-Элистинского:

 

СОНЕТ – ПЕРЕВЕРТЫШ

Зеленой одой — о, не лезь! —
нам боли бурь убил обман.
Нам утро — звон, но взор — туман,
Селена — миф им, а не лес.

Себе не раз в заре небес
нагар увидь и в ураган.
На вес вон сини снов Севан,
сегодня иссиян до ГЭС.

Хилее дух — худее лих,
хитер (особо ссоре тих).
Те — в сваре Вии. Вера в свет.

Иду… Скорее, рок, суди!..
И дико рана-рок: «Иди,
девиз ума, да муз и «Вед»!» [8]

 

Форма максимально усложняется. При этом контент сохраняется в рамках канона.
Венок сонетов — предельно редкая для современных стихотворцев форма. Тем не менее, к ней обращаются наши современники: Игорь Белов, Юрий Богданов, Ефим Гаммер, Елена Зейферт, Наталия Лихтенфельд, Владимир Масалов, Сергей Мнацаканян, Дмитрий Цесельчук, Георгий Чернобровкин…
Замечательный венок сонетов оставил выдающийся русский поэт ХХ и XXI веков Валерий Прокошин, сумевший сказать свое слово и в этом жанре и показав себя глубоким философским лириком. В заключительном четырнадцатистишии венка сонетов он писал:

 

Вот старый календарь моей души.
Листает память мятые страницы:
Был жизни срок, замешанный на лжи,
Где я сумел лишь тенью повториться.

В закрытой для чужих сердец глуши
Росли грехи вороньей вереницей,
А время только в прошлое стремится
Вдоль выпуклого поля спелой ржи.

Но треснула внутри земная ось!
Рассвет распространился вкривь и вкось,
И плоть боролась с ускользавшей тенью.

Сквозь призму счастья, словно сквозь стихи,
Все возвращалось на свои круги
Любовью, равной смерти и рожденью. [9]

 

Как будет развиваться сонет в дальнейшем — предположить трудно. Скорей всего, к нему будут обращаться единицы. И это не может не огорчать.

 

Литература:
_____________________________________________

  1. А. С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997. Uri: http://www.litera.ru.
  2. М. Л. Гаспаров, «Русский стих начала ХХ века в комментариях», М., «Фортуна Лимитед», 2001. С. 177, 178.
  3. См. об этом подробнее в: Иван Чудасов, «Палиндромические сонеты В. И. Пальчикова (Элистинского) в книге “Свод сонетов”» (М., 1990), «Дети Ра», № 5, 2009. Uri: http://www.detira.ru.
  4. Сапгир Г. В. Неоконченный сонет. — М.: «Издательство “Олимп”», «Издательство АСТ», 2000. С. 171.
  5. Там же. С. 155.
  6. Александр Кондратов. Uri: http://www.rvb.ru.
  7. Герхард Рюм, «Дети Ра», № 3, 2008. Uri: http://www.detira.ru.
  8. Владимир Пальчиков-Элистинский, «Сонет-перевертыш», «День поэзии», 1983. С. 172.
  9. Валерий Прокошин, «Дети Ра», № 8, 2009. Uri: http://www.detira.ru.

                      

 

ССЫЛКИ НА АЛЬМАНАХИ ДООСОВ И МИРАЖИСТОВ

Читайте в цвете на ЛИТСОВЕТЕ!

Пощёчина Общественной Безвкусице 182 Kb Сборник Быль http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=488479

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=496996

ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ из Красноярска! Вышла в свет «ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ» Сто лет спустя после «Пощёчины общественному вкусу»! Группа «ДООС» и «МИРАЖИСТЫ» под одной обложкой. Константин КЕДРОВ, Николай ЕРЁМИН, Марина САВВИНЫХ, Евгений МАМОНТОВ,Елена КАЦЮБА, Маргарита АЛЬ, Ольга ГУЛЯЕВА. Читайте в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска! Спрашивайте у авторов!

06.09.15 07:07

 

45-тка ВАМ new

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=580691:

КАЙФ new
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=580520

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=576833

КАЙФ в русском ПЕН центре https://penrus.ru/2020/01/17/literaturnoe-sobytie/

СОЛО на РОЯЛЕ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=576833

СОЛО НА РОЯЛЕhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=576833

РЕИНКАРНАЦИЯ
Форма: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=575083

КОЛОБОК-ВАМ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=573921

Внуки Ра
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=573474

Любящие Ерёмина, ВАМ
Форма: Очерк http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=572148

ТАЙМ-АУТ

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=571826

КРУТНЯК

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=570593

СЕМЕРИНКА -ВАМ

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=569224

АВЕРС и РЕВЕРС

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=567900

ТОЧКИ над Ё

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=567900 http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=565809

ЗЕЛО БОРЗОhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=564307

РОГ ИЗОБИЛИЯ  http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=561103

БОМОНД

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=553372

ВНЕ КОНКУРСОВ И КОНКУРЕНЦИЙ

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=549135

КаТаВаСиЯ

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=536480

КАСТРЮЛЯ и ЗВЕЗДА, или АМФОРА НОВОГО СМЫСЛА   http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=534005
ЛАУРЕАТЫ ЕРЁМИНСКОЙ ПРЕМИИ http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=531424
ФОРС-МАЖОРhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=527798
СИБИРСКАЯ ССЫЛКАhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=520612
СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=520121
АЛЬМАНАХ ЕБЖ “Если Буду Жив”

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=510444

5-й УГОЛ 4-го ИЗМЕРЕНИЯhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=507564

 

 

 

СУЕТА ВОКРУГ СОНЕТА

 

СОДЕРЖАНИЕ

Виртуальный Альманах Миражистов

Константин КЕДРОВ Николай ЕРЁМИН

Александр БАЛТИН Галина БАДАНОВА Олег ПЛЯСКИН Эдуард РУСАКОВ Эльвира ЧАСТИКОВА Валерий ПРОКОШИН

Павел ПОЛУЯН Владимир ЗАМЫШЛЯЕВ Сергей ПРОХОРОВ Митрофан-Доброгот РАИЛКО Ольга ПОГОРЕЛОВА Мария МУРАВЬЁВА(Мари МУР) Осип МАНДЕЛЬШТАМ Николай ГУМИЛЁВ Анна АХМАТОВА Евгений СТЕПАНОВ

2023

 

0

Автор публикации

не в сети 2 дня
Nikolai ERIOMIN1 081
80 летДень рождения: 26 Июля 1943Комментарии: 6Публикации: 200Регистрация: 04-05-2022
1
2
6
6
Поделитесь публикацией в соцсетях:
Поделиться в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля