Мир миражиста Ерёмина

Nikolai ERIOMIN 11 июля, 2023 Комментариев нет Просмотры: 249

                   БАЛТИН:

МИР МИРАЖИСТА ЕРЁМИНА

      ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ

1.

ИСТОЧНИК: АЛЕКСАНДР  БАЛТИН

ОБЗОР «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТА» №7 за 2023год

…вспыхивают мерцания:

приглядитесь –

они окажутся таинственными буквами, обещающими…многое:

 

Ясно вижу все буквы

И вдали,

И вблизи…

 

Чётко слышу все звуки

От слезы

до грозы…

 

Как волшебник,

Слова

Превращаю в дела…

 

Графическая чёткость поэзии Николая  Ерёмина,

чьей подборкой открывается новый номер журнала «Литкультпривет!», высока,

и, виртуозно совмещая иронические напевы и метафизическую силу,

поэт рисует свою картину мира,

где каждому перу эмоций найдётся место,

где всё сбалансировано и интересно…

2.

ИЗ ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: СОЛО «СНОВ»

Сны окутывают землю,

великолепными цветными лентами сплетаясь в специфические мистические узоры.

Посмотрим сны – вместе с Николаем Ерёминым:

посмотрим: и увидим таинственные поэтические мерцания Константина Кедрова-Челищева:

Спешу на свиданье с тобой в андроид

Весь запас моих слов

Чтобы говоритъ о тебе

Слух чтобы помнить твой голос

Зрение чтобы видеть тебя даже закрыв глаза

Не уходи из памяти как ушла из жизни

Тайна твоего исчезновения непостижима

Как непостижима тайна твоего появления…

 

Лёгкие разводы слов, исполненные тоски и нежности:

самых частых спутников жизни…

«Сны» – так называется новый альманах,

выпущенный Николаем Ерёминым под брендом МИРАЖИСТЫ:

что ж…

Миражи и сны родственны,

хотя возможно, именно в последних приоткрывается нам другая действительность.

Толпа безвольных биороботов

– Куда? Зачем? – идёт без ропота,

Кивая на любой вопрос

– Туда, куда ведёт Христос…

Из ада в рай земных чудес,

Чтоб каждый – умер и воскрес!

Так иронически философствует Николай Ерёмин,

чья поэзия упруга и своеобычна,

чьи огни вспыхивают неожиданно:

даже там, казалось бы, где нет никакой поэзии.

Да, для Ерёмина она всюду –

более того:

является энергией,

определяющей жизнь.

3.

ИЗ  ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН:  БЕЗДНА «БЕССОННИЦЫ»

Бессонница – классическое понятье:

рождает стихи и изводит тело;

они переживут же его, бессонница?

 

«Бессонница» – новый альманах Николая Ерёмина – вспыхивает изначально огнями поэзии Константина Кедрова-Челищева:

 

Ищу  тебя во всех пространствах
И в здравомыслии и в трансе
Ищу тебя ищу тебя ищу
И смерть твою себе я не прощу
Ищу в сознании и в подсознаньи
Прими моё любовное признание
Прими прими прими прими прими

 

Смерть не получается принять: она – словно нарушение правил: оскорбление яви, и, оставшись без супруги, поэт без конца проходит коридорами мысли и поэзии, словно отрицая смерть, возвращая жизнь…

***

Фантазии Ерёмина удивительны:

поэт играет формой и сутью,

словно стихи производит из морской воды жизни и песка драгоценных ощущений:

 

На берегу,
Подобен  шторму,
Шёл удивительный процесс:

Стихи приобретали форму
Поэтов
Или поэтесс…

И уносил Эвксинский Понт
Их
За желанный горизонт…

И я шептал в морскую даль:
– Вернитесь!
Мне вас очень жаль…

 

Брызги жизнерадостного шампанского плеснут в читательскую душу…

Нельзя унывать!

И стихи Ерёмина ветвятся,

вспыхивают,

играют в чехарду:

живут – призывая и читателя жить бодро,

светло,

весело…

 

4.

ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: ТВОРЧЕСКИЙ СВЕТ

 

Есть свет иной –

не тот, что характеризуется, как длина волны:

именно его, дающий жизнь и творчество, в виду имея,

выпустил Николай  Ерёмин альманах «Свет свят»…

 

Исследует созидание, как феномен духовной радуги К. Кедров-Челищев:

 

Природу малевал не реалист
А футурист и абстракционист
Манеру он менял неоднократно
Ведь поначалу было всё абстрактно…

 

Природа, словно ответствуя действительности, расходится дугами одиночества, всеобщности, странных вибраций: всего предостаточно собрано в лабиринтах поэзии Константина Кедрова-Челищева.

Здесь лаборатория, словно раскрытая в сад: и сияет он множественностью словесных лепестков и растений…

Время играет с человеком?

Равнодушно к нему?

 

Не угадать – но стоическое отношения к действительности Николая  Ерёмина подразумевает жизнелюбие…

крепкого пошиба:

 

– Меня теперь, увы и ах,
Читатель носит на руках,
Поскольку силы нет в ногах,
А только в избранных стихах…
Как хорошо,
Что сила слова
Всегда была всему основа!

 

Сила слова играет,

и переливается оттенками эмоций на…

Солнце – возможно – духа?

Или – просто в реальности, формируемой творческой гармонией…

Прост внешне, стих Николая Ерёмина наполнен сущности:

и столько эмоций и разнообразных данностей предлагает поэт,

запуская воздушные шары своих стихотворений!

Блеск стихов Елены  Кацюбы связан с тончайшим ощущением слова, со суммарным взаимодействием звука, словно высекающего дополнительные смысла… даже из визуального начертания буквиц:

 

В печах раскаленного кварца
рождаются строгие линзы
витражные зрячие стекла
зеркальные сабли стрекоз
Барханами ночи забытой бредут паладины
в металло-гремящих плащах из печали
ко ГроМу Господню —
о молнии молят
о ливнях желаний…

 

Звук необыкновенный: он вибрирует, рассекает реальность, или – нежно отсвечивает розоватым счастьем бытования на земле: которое остаётся, зашифрованное в стихах, когда уходит поэт в пределы вечного света:

 

К небу липнет луна таблеткой
сонным раствором разбавит речь
Слушай рокот крови
Розгой в занозах звезд прорастешь в аорту
В сердце прозреешь розой…

 

Так, собрав разных участников, Николай Ерёмин словно показал световые сияния,

превосходящие сущность обыденного света…

 

5.

ИЗ  ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: ПОЛЁТ «НА ПЕГАСЕ»
 
Интересно ль прокатиться на пегасе?
Пространство, противоречащее ныне поэзии, едва ли возразит против моментального промелька крылатого коня…
…странные мерцания распространяются от стиха, организованного космически, и открывающего себя миру…
словно против его правил:

В этой небесной игре
брошены кости планет
выпало мне в ноябре
здесь появиться на свет

и непонятно как мысль
может над всем воспарить
и непонятно как смерть
думает жизнь победить

Поэзией Константина  Кедрова-Челищева открывается очередной альманах, выпущенный Николаем  Ерёминым. «На пегасе»…
Ерёмин шутит:

Мена
Смена
Измена
Перемена
Замена…
Я хочу,
Чтобы доллар
Приравняли
К рублю!
Потому что
Я рубль
Очень сильно люблю…

Шутка занятна:
слова-рифмы, рубль, представленный пристрастием;
Николай  Ерёмин всегда туго сплетает волокна метафизики и иронии, добиваясь жизнерадостного результата – мол, с кислой миной нечего смотреть на мир.
Четверостишия широко раскрывают возможности философского взгляда:

Посыпались Песочные часы:
Совпали в точке  Этот и Тот свет.
Песчинок точки – времени весы…
Перевернуть бы их! Да силы нет.

Взлететь «На пегасе» чудесно:
проскользнуть по небесам, увидать изнанки облаков…
Жаль, приходиться спускаться на землю…

6.

ИЗ  ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: ТРУДЫ «ТРИРЕМЫ»

 

  
…мера Гомера исследуется Константином Кедровым-Челищевым: на борту «Триремы», запущенной Николаем Ерёминым…
Трирема нового альманаха вплывает в действительность, нагруженная словесными богатствами:
на которые едва ли посягнут пираты нашенских дней.
«Старая книга» Ерёмина раскроется  бодро и грустно: жизнью,
утратой оной,
восстановлением:
жаль,
не восстановить людей  так, как можно книгу…

Книга
Рассыпается на части…
Пересох клеёный корешок.

В прошлом  все прочитанные страсти:
Что ни строчка –
Пережитый шок…

Хорошо – сосед мой, переплётчик,
Обновил её
И переплёл!

А другой сосед –
Артист,  молодчик –
На мотив старинный перепел…
Трирема текстов пересекает пространство духовных вод.

7.

ИЗ  ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: МЕРА МАГИИ

Магия и алхимия – коренные понятия поэзии:
превращение одного в другое
и таинственное добывание философского камня:
краеугольные ипостаси поэтического звуко-смысла:
и вот – магию дарит гипотетическим читателям Николай  Ерёмин, выпустив новый альманах «Магия вам».

Николай Ерёмин колдует словами по всякому поводу бытия, находя в любом великолепные отсветы величия космоса:

Я реже стал ходить, где я ходил
И что искал, не находил меж  дел…
Я чаще стал ходить, где не ходил,
В надежде, что найду, чего хотел…
А что хотел я? Глядя на зарю,
Себе и ей всё реже  говорю.

Сожаление по поводу одинокости жизни,
представленной каждому в единичном варианте,
выливается в формулу философии…
актёрства:

Актёр сказал: – Важней всего
Понять  желающему счастья:
Театр был создан для того,
Чтоб людям перевоплощаться…
Ведь, к сожалению, одна –
Всего!  – жизнь каждому дана…

Весёлая рефлексия разлита волшебной субстанцией по большинству произведений поэта.

В финале альманаха Николай  Ерёмин предлагает вспомнить возвышенного и великолепного Иннокентия  Анненского:
начиная от знаменитейшего стихотворения «Среди миров…».
Что ж?
Культурологическая миссия всегда благородна…
Итак, магия, развёрнутая в жизнь, начинает работать,
и каковы будут результаты –
покажет время…

8.

ИЗ  ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: ПЛЮС ЛУЧШЕ МИНУСА

Новый альманах называется «Эос+», и открывается прозаическими исследованиями Константина Кедрова-Челищева: загадочный Хлебников изучается с точки зрения нумерологии, игры чисел, и – скрещённости оного с лабиринтами слов, построенных поэтом…

…глобальные мотивы Николая Ерёмина тоже отдают древними лабиринтами, выводящими в космос:

Поэзия, музыка, живопись
И древняя архитектура…
В душе моей – космоса клинопись
И звёздная клавиатура…

Метафизическое небо интереснее зримого:
поэзия одна из дорог,
ведущая туда.
Возраст,
въедающийся в сознание,
круто меняющий лад жизни требует определённых созвучий.

Нет,
жизнелюбие Николая Ерёмина никуда не уходит,
но проявляются ноты… тяжёлые:

Я
Распадаюсь
На части…
Жизнь перед смертью
Права…
В предощущении счастья
Кругом идёт голова…
И я невольно: – Ау! –
Жизнь после смерти
Зову…

Тяжёлые… сначала:
ибо потом стихотворение всё равно выйдет на уровень полётной ерёминской лёгкости…

…весьма неожиданно завершают альманах два стихотворения В. Астафьева: привычного нам в образе классика прозы; ну что ж?
стихи дополнят сурово-сильный образ:

Над Енисеем осени круженье,
И листья светло падают в реку.
И острова плывут, как листьев отраженье,
А сердце рвётся вслед прощальному гудку.

Очень наивные, чистые стихи, словно пронизанные сокровенной особостью любви к Родине…
«Эос+» врывается в реальность,
где всё чаще и чаще торжествует минус.

9.

ИЗ ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: АЛЬФА «АЛЬТЕРНАТИВЫ»

Литература – особенно поэзия, –  альтернатива…
Альтернатива жизни,

где всё настолько закручено вокруг стержней эгоизма и прагматизма, что сложно отследить уже самую суть этой жизни,

не говоря – почувствовать в ней гармонию.
«Альтернатива» – новый альманах, выпущенный Николаем  Ерёминым, открывается традиционно поэзией Константина Кедрова-Челищева:

Ни толп Плотин
Плотин ни толп
Ах Аристотель лет от Сираха
Корень не рок

Переливаются смысловыми огнями палиндромы,
завораживая музыкой и смыслами…
Раскрываются своеобразные реестры культурных пунктов, что, испуская свет в нашу действительность, должны бы менять её…
Рассказы о жизни в стихах, производимые Николаем  Ерёминым, отличаются молодым задором, подразумевающим стоическое отношение к жизни:

Я был рождён в Зверосовхозе!
Но всё же человеком стал:
Стремясь к поэзии и  прозе,
В Литинститут экзамен сдал…

И,  получив  диплом, – Привет! –
Что я прозаик и поэт, –
Вернулся  в свой Зверосовхоз…
Зачем? Затем! Что за вопрос?
Чтоб сочинять роман в стихах –
О норках и о соболях…
Стихи переливаются красками изучаемого,

постигаемого,

творящегося вокруг бытия:
играют ими ярко и нежно,
возвышенно и юмористически,
и словно огни вспыхивают на дальних рубежах –

манящие,
к ним и надо идти,

осуществляя альтернативу.

Такова «Альтернатива»,
и – в сопоставлении со свинцом и полынью жизни –
она кажется предпочтительней.

10.

ИЗ  ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: НЕРАЗГАДАННЫЙ КРОССВОРД

Кроссворд, составленный Николаем Ерёминым, подразумевают разгадку… Или – неразгаданность:
ведь это новый альманах миражистов,
наименованный – «КОД КРОССWОRD»…

Поэтический кроссворд,

чьи ячейки заполняются индивидуальностями поэтов – с игрой и правдой, опытом и горем, жизнерадостностью и тугими оборотами бытия…

«Пузырьки шампанского»
вспыхивают золотисто на солнце…
времени? вечности? – сложно сказать:
но так названная подборка Николая  Ерёмина характерно раскрывает меру жизнелюбия,
с которым поэт врывается в пространство и время:

Я зиму пережил…
А думал, что – эх, ма! –
Она в избытке сил
Сведёт меня с ума…
И заморозит – ах! –
В своих седых снегах…

И всё-таки весна
Случайно-влюблена
Спасла меня, – ей-ей! –
Улыбкою своей…

Улыбка, мерцая в воздухе, растворяется в нём же, оставляя сложные ощущения.
Чрезмерная быстротечность всего подчёркивает право поэзии быть: фиксируя бывшее – для грядущего.
Есть и бесконечно-детское удивление миром, всеми его феноменами в поэзии Николая Ерёмина:

Пузырьки шампанского –
На стекле фужера…

В них, как в сказке: кто кого? –
Вера и химера…

И –  глаза в глаза –
Муза-стрекоза…

11.

ИЗ  ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: БУКВА Д, КАК СИМВОЛ ВОЗРАСТА

  Звучит, вибрируя и переливаясь Д,

на которой построив созвучия,

Николай  Ерёмин вывел формулу названия нового альманаха –

«От детства до Дедства»…

Что ж: поэтический космос подразумевает особое обращение со временем, и поэма Константина Кедрова-Челищева, льющаяся прозой, историей, жизнью, диалогом подтверждает это…
Не довольствуясь действительностью обыденной,

Николай Ерёмин предлагает её фантасмагорические варианты:

играющие смысловыми оттенками,

и использующие луну в качестве средства борьбы

с лентами обыкновенности,

обычно обвевающими человека:

Не может быть, что я не на Луне,
а на Земле, лунатик,  до сих пор,
Мечтатель сноходящий, как во сне,
Себе и всем внушаю всякий вздор…

А те,  кто отмечтался  – хоть бы хны! –
Ждут на обратной стороне луны…

Острые зёрна белой мудрости вспыхивают солью,

впитав опыт поэта, пропущенный через фильтры дара:

И враги, и врагини,
Вспомнив совесть и честь,
Все хотят стать «другими» –
Не такими, как есть…
Стать друзьями решают
Дни и ночи подряд…
А вот что им мешает –
Говорить не хотят…

И грустные оттенки отдают правильно понятой жизнью

(если её вообще возможно понять)

В общем, возрастные пределы означены составителем альманаха – и…

что ждёт за ними?
Новые метафизические двери?
Врата?
Поэзия пробует предугадать…

12

ИЗ  ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: ПРАВОТА ЛЬВА

ЛЕВ ПРАВ

АльманахМиражистов

Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН Александр БАЛТИН

Дмитрий АВАЛИАНИ

Красноярск

2023

 

       Правота льва, декларированная новым альманахом «Лев прав»,

выпущенным Николаем Ерёминым,

оформляется в бархатное бликование строк,

прыжок мысли,

мощную поэтическую поступь…
Когстантин  Кедров-Челищев закручивает ветви интеллектуальных лабиринтов:

Где спряталось мое сердце
Напуганное этим миром
Оно затаилось в этих стихах
И в тех которые еще не возникли
Оно в тех вещах которые любила Елена
Еще не утративших земную форму
В изображеньях хранящих ее очертанья

Бесконечная смерть Елены переходит в бесконечную жизнь стиха, набирающего лирические обороты, плавно играющего лирическими оттенками…
***
Николай  Ерёмин вступает с полемику с классическими строками Тютчева: не будучи в силах смириться с ними в силу пышного жизнелюбия:

Мир полон недоразумений,
Противоречий и сомнений…

Пока до истины  – Эх, ма –
Дойдёшь, уже не до ума,
Что в ней – озвученная   ложь…
И правда,  что с неё возьмёшь?

…А то, что Тютчев был не прав,
Себя  молчанием  поправ, –
Так  это отрицать не надо:
Мысль изреченная  есть правда!

Всё двойственно – у Николая Ерёмина своя правда,
хотя тютчевская –

о малой возможности слова стопроцентно выразить мысль –

тяжелее…
Легко и звонко возникают прозрачно-звенящие диски стихов Ерёмина:

Лето.
Трое мальчиков,
Звонких от жары,

Ловят
Одуванчиков
Лёгкие шары…
…в общем – прав лев или нет – судить временному потоку…
Поэт может и ошибиться,

но стихи, предложенные альманахом,

ошибутся едва ли…
13

ИЗ  ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: ПОЭТИЧЕСКИЙ КРУГ
 

     «Круг интересов» расширяется, сужается,

пульсирует разными голосами:

каждый из которых остаётся индивидуальным в пределах предложенного миру нового альманаха Николая  Ерёмина…
Круг интересов Константина Кедрова-Челищева обширен: метафизические дуги пересекаются с историческими орнаментами, а чары чувств обретает сложные вибрации в сердце множества поэтических повествований:

Звучит с небес ночная месса
Моя небесная принцесса
Ты Ангел первого издания
Хранящий наше мироздание
А  я конечно твой издатель
Всегда с тобою благодатен
Ты во вселенской глубине
Лежишь как камушек на дне
Звучи  звучи  ночная месса
Сияй небесная принцесса
Я без тебя не вижу света
Ты ангел солнце и планета

И – густо собираясь, интересы, многообразно лучась, входят в предел концентрированного стихотворения…
Крепкая метафизика Николая  Ерёмина разбавляется поэтической иронией, и анализ собственной жизни,

производимый поэтом,

ярко вспыхивает суммами смысловых брызг:

Жизнь моя идёт на убыль…
Где она, –
Былая прибыль?

Всё отдал я,
Сколько смог,
В государственный налог.

Всё отдал –
И ни гу-гу,
Слова молвить не могу…

Молчаливый трезвый псих,
Я бы выпил
«на троих»

Да повсюду –
Вот те на! –
Вновь – троянская война…

Космос с годами становится ближе:

и, тем не менее, Николай Ерёмин соблюдает баланс между ним

– и всем ворохом пёстрых земных страстей…
…страстей, радений, предпочтений, игры и всерьёз…

Как жизнь.
Как «Круг интересов».
…что расширяется, касаясь небес,

чтобы сузиться до земного богатства красок

14

ИЗ ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: – МУЗЫКА ЗВУЧИТ!

Музыка звучит,
прорастает сквозь обыденность,
даря свои словесные созвучия траве и небу…

А что?
Лучшие слушатели стихов именно таковы…
Итак – «Музыка Вам»: новый альманах,

подаренный пространству Николаем Ерёминым,
по традиции открываемый стихами поэта Константина  Кедрова-Челищева…
Который интересно,
точно алхимик,
смешивает элементы яви:
здесь история и…
история литературы,
огонь звука и
вектор мысли, –
как трава бытия,
прорывающаяся в вечность:

Мои стихи вытаптывает лихо
Безумная небесная слониха
Зато во тьме кромешной тьме вселенской
Мои стихи читает Вознесенский
Зато я видел как светлели лица
Когда меня читал Сергей Капица
Мои стихи читают кто культурен
Кто так умен как космонавт Батурин…
***
Энергия жизни,
густо наполняющая провода строк Николая  Ерёмина,

завораживает:
жизнелюбие поэта покоряет,
все оттенки счастья словно изучены им, и…
что бы ни случилось – жизнь сияет,
распространяя круги детского восторга пред явью:

Меня поздравили друзья:
– Живи, чтоб видели враги:
Иначе просто жить  нельзя…
Ведь от тебя идут  круги…
Как  – к горизонту –  на свободу  –
От камня, брошенного в воду…

Музыка звучит…

Красиво закружатся, завьются лабиринты…
Именно по ним,
разворачиваясь,
увеличиваясь в значении,
и вьётся музыка, столь щедро даримая миру
участниками нового альманаха под брендом МИРАЖИСТЫ

15.

 

ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: – КАЙФ ЛУЧШЕ КАЗНИ!

«Приглашение на кайф»
явно лучше,
нежели «Приглашение на казнь»,
и Николай Ерёмин, используя ассоциативные литературные ряды, демонстрирует неизбывность жизнелюбия,
приглашая читателя разделить…
кайф жизни,
стихосложения,
мировосприятия,
солнца, неба –
всего того замечательного, избыточно-пёстрого вороха, который дарит бытие…
Итак, «Приглашение на кайф» –
внутри которого можно устроить «Пир» горой,
и даже удивление, что все вокруг моложе,
никак не повлияет на уровень жизнелюбия волны,
разгоняемой стихотворением:

Я пригласил друзей на пир…И что же?
Заметил вдруг, что все – меня моложе…
И в хоре за столом, вино ценя,
Поют хвалу с оглядкой на меня…
А самый молодой из них поэт
Меня моложе на 17 лет!

Толстый том «Приглашения…»
разнообразно демонстрирует Николая Ерёмина:
чей стих всегда характерен,
внешне, как правило прост,
внутренне – содержательно насыщен…

В книге  «Приглашение на кайф»
Николай Ерёмин-прозаик
Раскрывается как тонкий наблюдатель и оригинальный стилист:
в «Гипердиагностике», например,
лапидарно-мускульно сделанной,
рассматривается… своеобразно история страны через окуляры медицинского опыта.
«Высшие алкогольные курсы» покажут,
что и какое значение имеют в жизни
юмористические и иронические акценты…
Юмора и иронии – этих двух персонажей – много и в прозе Николая Ерёмина, и в поэзии, никогда не приглушающей огней и работающей на предельных оборотах.

– Мой Пегас, постой, Ты откуда скачешь?
– Я? Оттуда, где глупо всё и банально…
А скачу туда, где прочитаешь стихи – и
заплачешь,
Потому что сказано гениально…

Поэзия – форма целительства.
И Николай Николаевич Ерёмин, по первой профессии – врач,
хорошо осведомлён об этом и запускает воздушные шары своих стихов, разводя  словесный цветник, совершая прогулки по глагольным садам…
…любовь и дружба у поэта – мистически-метафизического окраса:

Я раньше с Космосом дружил
И очень дружбой дорожил…
А нынче – не совру, скажу:

– Я со Вселенною дружу
И жду, что дружба, вот-вот-вот
В любовь навек перерастёт!

Так и чувствуются тугие пульсации сердца, напряжённые ритмы,
исходящие из бездны бездн Вселенной,
определяющей – в конечном
(или начальном) счёте –
поэтическое дыхание…
Оно у поэта долгое и пространное,
рассчитанное на необходимость вобрать как можно больше из арсенала жизни,
из бесконечного разнообразия недр бытия…

…Блистает парад четверостиший:
они, сверкая четырёхгранниками точных строк,
живописуют многое – из познанного и пережитого:

О, Грузия, прости мою вину:
Страсть к Музе и пристрастие к вину…
Взаимную любовь ценя, молю:
Прости меня – и страсть продли мою!

Пусть жизнь на паутинке висит,
а  должно укреплять её солнечным словом…
да пусть и – пристрастием к вину.

А вот, например, «Песенка» –
в финале обнажающая тайну тайн яви человеческой:

Кто раньше, кто позже –
Всерьёз, напоказ,
Увы, дрожь по коже,
Уходит от нас,
Кто – трезвым, кто – пьяным,
Тот – враг, этот – друг…
И тайное явным
Становится вдруг…

И финал этот библейский
вспыхивает полною мерой осознания правды,
живущей меж нами
и делающей вечное вращение юлы юдоли осмысленным.
…прорывается нечто богословское, теологическое, и, прорвавшись, словно организует иерархию ценностей:

Зачем нам знать
Какие выси
Судьбе рождают на беду

Бредовые изгибы мыслей
И чувств
Безумную вражду…

В которых истина одна:
Божественная Глубина.

Эта Глубина манит…
Тая в себе неизреченное,
она провоцирует поэта на новые и новые периоды речи: поэтической, прозаической…
Она и позволяет поэту расшифровать собственное «я»,
щедро,
словно июльский ливень, делясь со всеми
результатами этой расшифровки.

И книга Николая Ерёмина «Приглашение на кайф»
демонстрирует это –
высокою мерою бесконечного творчества,
согласованного с условиями дара и опыта.

Александр Балтин, город Москва, 12 мая 2023 года
https://proza.ru/2023/05/12/1098

16

ИЗ ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН: МАЯТНИК СЛОВ

«Маятник мая» качнётся,
настраивая сердце на радость,
даря воспоминания детства,
помогая поэтически осмыслить реальность…
У Константина Кедрова-Челищева звук будет слоиться,
играть,
петь метафизическим постижением яви:

И на полигоне и в бою и в тире
Я молюсь о мире я молю о мире
Да я понимаю очень странно это
Мир – слова поэта мир – дела поэта
Разве ты не видишь мир враждой охвачен
Я не одурачен я не околпачен
Я молюсь о мире я взываю к миру
Так Господь устроил так настроил лиру

Торжественность мира подразумевает спокойствие оного:
и мечты о нём,
пронизывающие токи стихотворения,
превращаются во словесную молитву,
в течение звука,
в понимание сущностного, основного в недрах жизни…
***
Николай  Ерёмин, составитель альманаха «Маятник мая»,
остаётся верен жизнерадостности,
даже будучи подвержен тяжёлым ощущениям:
о невозвратности жизни, например:

– Стихи мои,
Во время оно
Рождавшиеся вне закона,
Я переделать нынче рад… –

Сказал поэт,
Мой друг и брат…-

Но время не вернуть назад,
И в этом я не виноват…

Никто ни в чём не виноват…
Или – все.
Но – в чём?

Мистика весны входит шифром в квадрат четверостишия,
начиная работать неожиданным поворотом мысли:

Пришла весна – и лёд на сердце тает…
Я солнечному радуюсь лучу…
И знаю то, чего никто не знает
И не узнает, если промолчу…

«Маятник мая» качается,
позволяя точнее понять

амплитуду современной словесности…

17.

ИЗ ЭССЕ АЛЕКСАНДР  БАЛТИН:ФОРМЫ «ФОРМУЛ НЕМОЛЧАНИЯ»

Формы «Формул немолчания» выводит Николай Ерёмин через альфу нового альманаха,
выпущенного им, используя – суммарно –
поэтический инструментарий различных поэтов.

Впрямую обращаясь к ангелу,

Николай  Ерёмин словно подчёркивает необходимую лёгкость поэтического действа:
оно должно быть полётным, как ангел,
оно должно поднимать в высоту и творящего,
и воспринимающего:

Вдохнови меня, вдохнови!
На Неве меня вдохнови!
На реке Москве вдохнови,
Поцелуем благослови…

И тогда мы взлетим, Ангел мой,
Между Питером и Москвой…

А вот – национальная, алкогольная тема:
вспыхивающая ярко:
костры искр остроумия разлетаются: будто и…
не надо употреблять:
от стихов опьянеешь:

Чекушка и поллитра – две сестры,
Хитры на дружбу, на   любовь остры, –
Тебе вдруг  предлагают: – Пей до дна!…
И вот звучит гитарная струна…
И ты – беспечно весел и хорош –
Куда-то  едешь  и поёшь… поёшь…

Тайна поэтического голоса выявляется суммами ритмических перебивов, поворотов, остановок, пауз:
и тайна тем интереснее,
чем загадочнее организован стих.
Поэзия близка понятию формула.
Формула близка поэтическому действу:
и Николай  Ерёмин, обозначив новый альманах именно так,

суммировав своеобразные поэтические деяния,
хорошо показал это.
18.

ИЗ Александр БАЛТИН: МАЙСКИЙ ОБЗОР журнала «Литкультпривет №5, 2023

Май играет летними огнями, увеличивая меру света, тем самым – пронизывая жизнь той основой, которая вечно соперничает с тьмой…
Поэзия, ежели речь о подлинной, всегда на световой стороне…
Вспыхнет поэтический фейерверк Николая  Ерёмина:

Скрипка моя, не плачь!
Радуйся, скрипка, пой!
Твой молодой скрипач
Неразделим с тобой.
Ах, как летят года!
Радостных лет не вернуть.
Ты ж, как тогда, молода,
Только грустнее чуть-чуть…

Жизнерадостная метафизика Николая Ерёмина есть марка и мера его поэтического дела:

щедро выплеснутого в мир: по-хорошему избыточно, солнечно.

Люди радуются Пасхе
И кричат: – Христос воскрес! –
И с себя срывают маски

Слева – Бог…
А справа – Бес…
И душа
Полна чудес
От Земли и до Небес…

Сложная двойственность мира
так просто загружается в краткие строки,
чья сила мускульно подчёркивает космическую сущность поэзии…
http://stihi.ru/2023/05/01/5014

 

 

19.

ИЗ ЭССЕ АЛЕКСАНДР БАЛТИН: МЕРА МОЛИТВЫ

Поэзию определяют силы,
сходные с дыханием молитвы,
поэтому название альманаха «Молитва вам» логично,
как привычно то, что альманах, выпущенный Николаем Ерёминым, открывается стихами Константина  Кедрова-Челищева.
Но большим объёмом в альманахе представлено литературоведение Кедрова-Челищева: в данном случае это работа, посвящённая Осипу Мандельштаму, чьи молитвы исследуются через механизмы сакральности поэтического слова.
Мотивы проходящести всего:

в том числе желания получать награды,

легко варьирует Николай  Ерёмин,

сохраняя жизнелюбие даже…

казалось бы в стихах, несущих элементы трагизма:

Номинант… Лауреат…
Был и я когда-то рад
Получить—
Борец со злом—
Хоть медальку, хоть диплом…
Чтобы ахнула родня,
Выпив рюмку
За меня…
И воскликнула: – Хорош!
Очень жаль, что ты не пьёшь…

Николай Ерёмин многое колоритно мешает в поэтических сосудах собственного бытия:

звучат китайские мотивы,
разносятся размышления о бессмертии,
мир и миф сочетаются различными линиями осмысления,
и ярко вспыхивает пространный, очень индивидуальный мир поэта.
У каждого – своя молитва:
но,
суммировав поэтические,
Николай  Ерёмин предложил яви интересный альманах.

20.

ИЗ ЭССЕ АЛЕКСАНДР БАЛТИН: ЧЕТЫРЕ ПТИЦЫ

Связав имена великих птиц, произвести,
отражая в зеркале миража, новое нечто:
коллективное, но единое!
Так, Николай  Ерёмин выпустил альманах: «СиринФениксГамаюнАлконост»:
выпустил, традиционно открыв его волнообразно-словесными накатами Константина  Кедрова-Челищева,
чьи акварельно-сиреневые разводы мерцают таинственно:

Поэзия не умеет лгать
Молчание бессмертно
Речь умирает
Поговорим о бессмертии
Оно мимолетно
Все птицы улетели
Остались только Сирин и Алконост
***
Они не улетают – Сирин… Алконост: они роняют философические перья строк в сознание поэта.
Поэтов.
…мелькают молнии лёгких зигзагов:
Люди радуются Пасхе
И кричат:
– Христос воскрес! –

И с себя срывают маски
Слева – Бог…
А справа – Бес…

И душа
Полна чудес
От Земли и до Небес…
Словесные формулы Николая  Ерёмина организованы алмазно чётко: или
прочерчены алмазом мысли в пространстве поэтического воздуха.
…и смерть становится игрой:
и она,
взирая из языков пламени,
не страшна: коли речь вечна, возможно и мы,
воспринимающие её,
такие же:

Вокруг костра,
Как черти, пьяны
Камлают  юные шаманы…

Чему-то радуются,
ах,
На всевозможных языках…

Меж тем, как смерть –
Огню сестра –
Хмелея, смотрит из костра…

Четыре птицы разроняли волшебные перья,
вспыхивающие разноцветными огнями вечных тем
и своеобычной музыки.

21.

 Александр Балтин ПУЛЬС «ПАЛАТЫ НОМЕР 5»

Палата номер 5… приятнее знаменитой: шестой,
на которую всё более и более смахивает мир,
давно перепутав чёрное и белое,
плохое и хорошее…

В пятой палате
Николай  Ерёмин разместит очередное собрание современных стихотворений,
именно так наименовав альманах:

и космические всполохи ощущений Константина  Кедрова-Челищева
засверкают мелодиями и огнями любви,
определяющей бытование человеческое:

Любовь пристанище поэта
Войди мой друг в обитель света
Где зла и ненависти нет
Где тьму опережает свет…

Тем более – поэтическое,
усложнённое в современном мире до предела:
поскольку оный мир,
избыточно технологичный
и прагматичный до костей,
противостоит поэзии, как таковой.

Мерцает тайна как сущность поэтического дела:
мерцает,
увлекая разгадкой:

Сокрыта тайна в каждом пне
Сокрыта жизнь иная
Природа знает обо мне
А я о ней не знаю…

Пусть разгадка невозможна:
но энергия интеллектуального движения рождает стихи.
***
…своеобразное постижение страны,
её истории, её сущности:
в том числе – в плане отношения к поэтическому слову,
кратко проступает в строках Николая Ерёмина:

Я исправлял ошибки Мандельштама –
Но все остались в памяти моей…

В стране, увы,  абсурда и обмана
Неисправима суть ночей и дней.

Поскольку, что написано пером, –
Таит в себе и молнию, и гром…

Николай Ерёмин афористичен и метафизичен,
игра тонко переплетается с говоримым совершенно всерьёз;
и жизнерадостность,
красиво перехватывающая новые периоды стихов,
не позволяет восторжествовать пессимизму.

По всей России
Отключили свет…
Кто это сделал? А?
Ответа нет…

Вопрос  звучит опять…
И где же твой ответ?
Ты хочешь промолчать…
Какой же ты поэт?

Интонация поэта исключает провал в бездну:
хоть и свет отключён, и…
многое вершится из того, что нельзя принять.
***
…сильно бьют в бубен читательского сознания
«Записки сумасшедшего психиатра» – рассказ Эдуарда  Русакова, построенный на своеобразном балансе метафизики и юмора, улыбки и серьёзности показываемой ситуации.
***
Из книги «Диалоги о поэзии»
прозвучат воспоминания Евгения Степанова: речь пойдёт об образовании  ДООСа: сообщества, кристаллически выращенного Константином  Кедровым-Челищевым,
и беседа двух поэтов будет вращаться вокруг осей истории: поэзии… жизни…
Возникнут ракурсы былого:
история палиндрома, всё больше и сильнее входившего в жизнь, окрасится своеобразными тонами игры и правды,
и интересно будет погружаться в слои бытия, уже ставшие историей художественного слова.
Итак, «Палата номер 5».
В неё стоит входить – без страха, но с интересом: поскольку художественное бытование слова нигде не обретает такой силы, как в области поэтического делания, деяния…
Александр Балтин Город Москва

22.

 ИЗ ЭССЕ АЛЕКСАНДР БАЛТИН:  ПЛАМЯ «ПУЛЬСА»

Пульс пружинит: он тугими толчками определяет движение духовной крови в организме… альманаха, выпущенного Николаем . Ерёминым.

Муза вновь привычно хмурит бровь
И стихи читает, не спеша:
– У меня – горячая любовь…
У тебя – холодная душа!

Этакое несоответствие небесного и земного,
преподнесённое с фирменным ерёминским юмором,
в чётком четырёхграннике четверостишия…
Исследование сущности музы, производимое Николаем Ерёминым,
заставляет относиться к ней,
словно к реальному существу,
чьё бытование и определяет поэтический пульс:

Муза всегда хотела
В рамках души и тела –
На грани света и тени –
Преодоления
Лени…
И лень казалась сильней,
Пока смеялась
Над ней…

Открывается же альманах традиционно поэзией Константина  Кедрова-Челищева,
чья мысль не может смириться с феноменом смерти,
подчиняясь толчкам пульса жизни,
и вновь и вновь оживляя в слове любимую, ушедшую супругу:

Повисла в воздухе рука
И тотчас же упала
Её последняя строка
Оборвалась пропала

Нет никогда я не пойму
Ее исчезновенье
Не постижимое уму и разуму явленье

Густо прольются словесным млеком красивые стихи Татьяны Парсановой:

Подбоченился месяц тугой,
Серебро на поля  разливая.
Млечный путь выгнул спину  дугой,
Греясь в сполохах тёплого мая.

В тишину льёт фальцет соловей.
Дремлет ландыш, в тени прикорнувший.
И мурлычет тихонько ручей,
Словно кот, валерьянки лизнувший.

Полнозвучные, мерцающие таинственно, они словно требуют не прочтения – смакования…
Угол рассмотрения реальности, предложенный Виктором  Хатеновским, упрямо-своеобразен, заострён, в меру строг, в необычность – своеобычен:

Воздух нанизан на запах черёмухи.
Тёмный холст неба беззвёзден и гол.
Где-то вдали расцветают подсолнухи;
Капля скатилась со свечки на стол.

«Пульс» туго играет виноградными гроздьями созвучий,
и, живя живой наполненностью, предлагает разделить эту жизнь гипотетическому читателю.
Город Москва

23

 Александр Балтин: КОСМОС «КОНСИЛИУМА»

Итак, соберётся консилиум поэтов:
выносить приговор миру: социальному, прежде всего,
вывихнутому настолько,
что ни красота, ни мудрость не интересуют его;
итак, Николай  Ерёмин выпустит альманах «Консилиум», увязывая и объединяя ленты эстетики и золотые нити мудрости…
…прихотливо смешиваются любовь и эсхатологические предчувствия в поэзии Константина Кедрова-Челищева: причудливо, тонко:
Камнем падая ко дну
Я люблю тебя одну
Там буду я на дне спокоен
Как в музыке глухой Бетховен
Как Бах во всех ручьях и реках
Как Аристотель в древних греках
Никто нигде не успокоится
Пока планета ни расколется

И сложные вести творцов небесной музыки входят во владения мысли Аристотеля, определившего – во многом – дыхание интеллектуальной деятельности человека.
Поэт организует свою вселенную,
меняя в ней знаки – соответственно собственному представлению о гармонии:

Я небу приказал быть мозгом
А мозгу приказал быть небом…

И гудит мозг, перегруженный смысловыми созвучиями; производя мёд стихов…
***
…мечты и миражи, конкретика и полночь соединяются в алхимическом сосуде Николая Ерёмина,
созидающего стих внешне просто,
внутренне – нагружено:

Я не переставал мечтать
И думать о тебе –
И ты, волшебнице под стать,
Жила в моей судьбе,
Где полдень – сказочный мираж –
И полночь – праздник наш…
И память – ах! – туда
Отсюда – навсегда…

Противоречия часто организуют имя реальности, и,
блистательно используя их нити,
Николай Ерёмин сплетает собственное смысловое гнездо:

Я был Учёным мужем – стал поэтом…
И, не жалея говорю об этом,
Поскольку, зная всё, учёный муж
На радостях, увы, объелся груш…
Усвоив фразу классика когда-то:
«Поэзия должна быть глуповата»…
***
…поэзия белых ночей, метафизически отлившаяся в стихотворение Эдуарда  Русакова, гармонирует с его же документальной прозой, представленной в альманахе;
а стихотворение переливается психологическими красками осмысления бытия и взаимоотношений:

Мы всё чаще молчим, говорим всё короче.
Оглянись – мы остались одни.
Превращаются в белые ночи
Наши дни.
***
Ритмы современности играют вариантами постижения бытия в поэзии Анны Иванченковой: насыщенной реалиями бытия,
но и дающей ощущение запредельности, это бытие определившей:

Из светской алкогольвицы –
В девочку-трудоголика.
Из гусеницы-пустышки –
В бабочку махаона.
Не вздумать бы заявиться,
К тебе. Сесть на передышку,
В конце этого бесконечного марафона.

Итак, «Консилиум» собран.
Будет ли его решение иметь какой-то вес для мира?
Нет, конечно –
но, возможно, украсит чьи-нибудь дни…

Александр Балтин город Москва

Александр Балтин родился в Москве, в 1967 году. Впервые опубликовался, как поэт в 1996 году в журнал«Литературное обозрение», как прозаик – в 2007 году в журнале «Florida» (США), как литературный критик – в 2016 году, в газете «Литературная Россия».

Член Союза писателей Москвы, автор 84 книг (включая Собрание сочинений в 5-ти томах), и свыше 2000 публикаций в более,чем 150 изданиях России, Украины, Беларуси, Башкортостана, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Болгарии, Словакии, Испании, Чехии, Германии, Израиля, Эстонии, Якутии, Дальнего Востока, Ирана, Канады, США.

Дважды лауреат международного поэтического конкурса «Пушкинская лира» (США). Лауреат золотой медали творческого клуба «EvilArt». Отмечен наградою Санкт-Петербургского общества Мартина Лютера. Награждён юбилейной медалью портала «Парнас».Номинант премии «Паруса мечты» (Хорватия). Государственный  стипендиат Союза писателей Москвы. Почётный сотрудник Финансовой Академии при Правительстве РФ.Отмечен благодарностью альманаха «Истоки». Лауреат портала «Клубочек» в номинации «Проза» (2016). Лауреат газеты «Поэтоград» в номинации «Поэзия» (2016). Победитель конкурса «Миротворчество» (Болгария, София, 2017). Лауреат газеты “Поэтоград” в номинации “Критика” (2017). Лауреат журнала “Дети Ра” (2017г.). Лауреат Ахматовской премии (Болгария, София, 2019г). Лауреат газеты «День литературы» (2019г).

Неоднократно выступал с чтением стихов на радио «Центр», в программе «Логос». На радио «Говорит Москва» стихи А. Балтина читал Народный артист СССР Е. Я. Весник.

О стихах и книгах А. Балтина писали «Литературная газета», «Юность», «Труд», «Независимая газета», «Литературное обозрение», «Литературная учёба», «Истоки», «Литературные вести», «Новый мир», «Знамя» «День и ночь», «Дети Ра», “Казахстанская правда”, “Завтра”, «Испанский переплёт» и др.

Сказка “Страна гномов” вышла отдельным изданием в Канаде.

Стихи переведены на итальянский и польский языки, одна из статей на болгарский язык.

В 2013 году вышла книга «Вокруг Александра Балтина», посвящённая творчеству писателя.

 

Читайте также:

АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ
Александр Балтин. “Два двухсотлетия: Достоевский и Некрасов”
«Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва»
ПАМЯТИ ПЕТРА МАМОНОВА
Александр Балтин. “Шумахер – да не тот”
АЛЕКСАНДР БАЛТИН. “ГЕФСИМАНСКИЙ САД”
“Идеи, в слово облеченные…” Памяти Валентина Курбатова
“РУССКИЙ ХРИСТОС ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА”. К 80-летию со дня рождения поэта
“КАК АНГЕЛА РАСПЕЧАТЛЕТЬ…” К 190-летию со дня рождения Николая Лескова
В Москве простились с народным артистом СССР Василием Лановым
“ПРОЖИЛКИ БОГОСЛОВИЯ В ПОЭЗИИ ИОСИФА БРОДСКОГО”. К 25-летию со дня смерти поэта
“РАЗВЁРНУТАЯ ЛЕТОПИСЬ”. К 195-ЛЕТИЮ М.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
«ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ Э.Т.А.» К 255-ЛЕТИЮ ГОФМАНА
“ПОЮЩЕЕ НЕБО ИСПАНИИ”. К 80-летию Пласидо Доминго
«ЛУЧ». К 130-ЛЕТИЮ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА
“Я ЛОМАЮ ВСЕ ПРЕГРАДЫ…” К 150-летию Джека Лондона
“ВЕЛИКАЯ БОСХИАНА АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА” (к 70-летию со дня смерти писателя)
“ХОЛМЫ И ДВИЖЕНИЕ НИКОЛАЯ РУБЦОВА”. К 85-летию со дня рождения поэта
АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ЁЛОЧКА
“ГАФТ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ…” Прощание с мастером Образа и Слова Валентином Гафтом
“ПРАВДУ НЕСТИ, КАК ФАКЕЛ…” К 400-ЛЕТИЮ АВВАКУМА
“Рыцарь поэзии”. В Москве скончался Александр Казинцев.
“УМНАЯ СИЛА”. К 85-ЛЕТИЮ ЮРИЯ ВЛАСОВА
Александр Балтин. “Дама вечности…” К 70-летию поэта Михаила Анищенко
АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ДОМ ЗАСЕЛЯЕТСЯ…
АЛЕКСАНДР БАЛТИН. “Не хочу я небес без лестницы…” К 125-летию Сергея Есенина
АЛЕКСАНДР БАЛТИН. “КОЕ-ЧТО О КОНЦЕ СВЕТА”

Источник http://artbuhta.ru/indexbaltin-aleksandr.html

0

Автор публикации

не в сети 2 дня
Nikolai ERIOMIN1 249
81 годДень рождения: 26 Июля 1943Комментарии: 7Публикации: 247Регистрация: 04-05-2022
2
2
7
6
Поделитесь публикацией в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля