Урок 71. Беседа с Еленой Крюковой
21 мая 2020 года на портале Арт-РОСА была опубликована беседа с ведущей Нижегородской поэтессой Еленой Крюковой.
http://art-rosa.ru/news/newsread/news_id-7865
Предлагаю вашему вниманию этот текст:
Владимир Хохлев: “Всё в моей творческой жизни таинственно и непредсказуемо…”
– Дорогой Владимир, вы просто человек эпохи Возрождения – вы пишете стихи и прозу, сценарии и статьи, занимаетесь напряженной журналистской работой, да и редакторской тоже, возглавляя журнал “Невечерний свет”. Как вы все успеваете?
– Елена, спасибо за вопрос, я его часто задаю самому себе… Парадокс в том, что я не стремлюсь «все успевать». Все происходит само собой – органично.
Мою деятельность можно сравнить с игрой футболиста на поле. Если игрок вышел на газон – он не может просто присесть на травку, чтобы понаблюдать за футболом. Он должен играть – видеть поле, занимать позицию, предлагать себя, получить пас, бежать в атаку и так далее. Когда возникает голевой момент, футболист должен бить по воротам. Если он не ударит – задумается о чем-то – он плохой игрок. Голевой момент можно создать, но его невозможно просчитать заранее, в игре 22 человека, кто как будет действовать – неизвестно.
Так же и на литературном поле. Если я вышел играть – я должен играть: писать стихи и прозу, сценарии и статьи… Какой из моих ударов достигнет цели? Я не знаю. Но если я не буду «бить по воротам» – никакой. Литература – игра коллективная. У каждого автора, редактора есть свои читатели, есть друзья – другие авторы. В общении мы «пасуем» друг другу идеи, мысли, открытия… Когда ко мне что-то приходит, я обязан – как игрок – с этим чем-то сделать что-то свое и отдать пас другому игроку. Если не сделаю и не отдам – рискую выйти из игры. Поэтому необходимо успевать играть, успевать быстро соображать… Но нельзя ставить цель: к примеру, «успеть написать стихотворение». Стихотворение – это живое существо. Человек, каким бы одаренным он не был, не в состоянии ускорить жизненный процесс от зачатия до рождения. Всё рождается в свой срок.
Когда к каждому виду деятельности, которым я занимаюсь, я подхожу с такими установками задача «успеть» не ставится. В течении суток я могу перебрать несколько видов деятельности – это даже полезно – и в результате действительно все успеть!
В вашем вопросе содержится еще один интересный ракурс. Присутствие в моей жизни и влияние людей, которые меня окружают, с которыми я работаю и «все успеваю».
Поясню свою мысль.
В 1979 я решаю поступать в Академию художеств, и на первом же экзамене – это случилось 6 июля – знакомлюсь со своей будущей женой Ириной, человеком художественно фантастически одаренном.
В 1996 году жизнь знакомит меня с актрисой Ларисой Малеванной, мы начинаем работу над сценарием фильма «Елагин остров», и через десять лет фильм – правда, с иным названием «Никаких других желаний» – выходит в прокат.
В 2008 году на круглом столе у Министра культуры Александра Соколова меня представляют поэту, главному редактору альманаха «День поэзии – ХХI век» Андрею Шацкову – я становлюсь постоянным автором альманаха, в последние годы – членом редколлегии.
Таких встреч – их иногда называют судьбоносными – в моей жизни очень много.
Без расположенных ко мне людей – в одиночку – я бы ничего не успел. Поэтому я всегда благодарю тех, кто рядом… И вас тоже, Елена – за эту беседу.
– И все же, что для вас является главным в жизни? Чему вы отдаете себя, свои духовные силы без остатка?
– Все что я делаю, я всегда стараюсь делать как в последний раз. Главное – это всегда то, что совершается в настоящий момент. Сейчас главное – беседа с вами.
Выделить из всего самое главное – довольно трудно. Что для человека, идущего по городу, главное? Видеть глазами, слышать ушами, чувствовать сердцем, осознавать умом… Все – главное!
Если же говорить о приоритетах…
На первом месте, конечно, поэзия. Когда получается написать хорошее стихотворение – я просто ликую.
На втором – пожалуй, интервью. Каждый человек – это тайна. Состоявшийся, творческий человек – это тайна вдвойне. Мне доставляет огромное удовольствие не только непосредственно беседовать, задавать вопросы, но и готовиться к беседе, настраиваться на спикера, «изучать источники». Обо всех, открытых мне тонкостях этого жанра я рассказал в книге «Ремесло интервью», ставшей учебником для многих начинающих журналистов.
Год назад, 30 апреля, меня познакомили с удивительным писателем Андреем Россетом, автором романа «Поле битвы – душа» – кажется, это знакомство тоже из разряда судьбоносных. К настоящему времени опубликовано три больших интервью, несколько эссе о романе… И, кажется, это лишь начало…
На третьем месте – сценарии и пьесы для театра. Где продюсеры, импресарио, ау? Очень рекомендую присмотреться к «Дню поэзии» – этот киносценарий мы написали в соавторстве с режиссером Кириллом Хейфецем, к пьесам «Рыбы», «Половой рефлекс», «Русский бизнес», к сценариям «Ксения», «Белая ночь». «Белую ночь», кстати чуть было уже не купили – но начался кризис 2008 года.
Далее – по приоритетам – проза, эссе о литературе, статьи на общественные и даже политические темы…
Сейчас большое – ежедневное – внимание я уделяю Информационному порталу HOHLEV.RU, которому 26 марта исполнилось два года. Недавно на портале прошла трехтысячная публикация. Здесь новости культуры и искусства, авторские работы – ресурс оказался очень востребованным.
– Журнал “Невечерний свет” – ваше детище. Знаю, вам помогают мастера, наши прозаики и поэты. Какова концепция журнала? Его духовный вектор? И, конечно, кто его самые яркие, значимые авторы?
– «Невечерний свет/Infinite» – литературно-художественный, общественно-публицистический журнал для читателей в России и за рубежом. 2 марта 2020 года изданию исполнилось восемь лет.
Концепция – в самом названии. «Невечерний свет» – это христианский символ Вечности. «Infinite» – переводится как бесконечность, нескончаемость. Отсюда – вечный, нескончаемый свет публикуемых в журнале текстов – поэзии, прозы, литературоведения, публицистики, сценариев и пьес. Христианский духовный вектор не исключает присутствия в издании авторов с иными духовными пристрастиями. При этом ничего антихристианского мы, конечно, не печатаем.
В каждом номере журнала, в рубрике «Поэзия» – представляются подборки современных поэтов.
Самые яркие авторы – Дмитрий Мизгулин, Андрей Романов, Владимир Рябоконь-Рибопьер, Сергей Шилкин, Андрей Шацков, Юрий Перминов, Кирилл Козлов, Александр Люлин, Валерий Дударев, Виктор Кирюшин, Александр Казинцев, Элка Няголова…
В рубрике «Проза» – это Вячеслав Софронов, Павел Виноградов, Николай Тропников. Публицисты – Виктор Линник, Юрий Козлов, Лев Аннинский и другие.
– Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в русской литературе? Кто, по-вашему, сейчас находится в ее авангарде?
– Заискрили такие таланты, как Виктор Пелевин, Борис Акунин, архимандрит Тихон (Шевкунов). В настоящий момент мне очень близко творчество прозаиков Сергея Козлова, Евгения Водолазкина. В поэзии – это, конечно, выдающийся санкт-петербургский «космический поэт» Андрей Романов. В литературной публицистике – Наталья Гранцева, главный редактор журнала «Нева».
– Как вы думаете, куда будет двигаться современная мировая литература – европейская, американская, стран Ближнего и Дальнего Востока? На мой взгляд, восточные писатели показывают замечательные результаты – Орхан Памук, Халед Хоссейни, ряд китайских и японских авторов…
– Я думаю, что мировая литература будет двигаться в сторону от реализма к фэнтези, к умозрительной, субъективистской, «индивидуалистической» литературе. Авторы будут искать – уже ищут – внутренние сюжеты, в большей степени обращаться не к внешним событиям, а к истории своей жизни. На их основе придумывать собственные истории, свои государства, их необычных жителей… В этой связи совсем не случайна популярность «Властелина колец» или «Гарри Поттера». А Робин Хобб с «Королевским убийцей»! Это же по сути какое-то новое «фантазийное государственное мышление», с поразительной психологической достоверностью выписывающее новых героев. Так на Западе.
В России – по моему прогнозу – наоборот, будет происходить все большее погружение авторов в историю –
и не только нашей страны, мира. В историю человеческого подвига. Писатели будут читать и по-своему перекладывать Жития святых и Творения святых отцов, будут отталкиваться от забытых духовных практик и достижений человека. В каком-то смысле они подготовят будущее духовное Возрождение.
Почитайте Творения великого подвижника, преподобного Исаака Сирина. К примеру – «О Божественных тайнах и духовной жизни». Это же космос! Дух уносит в такую высь, о которой наши фантасты и авторы популярных фэнтези даже не подозревают. «Творения…» – это опыт постижения человеком основ жизни. Написаны они каким-то – нам мало знакомым – поэтическим языком, интерес к которому будет все время возрастать.
В деле созидания новой постперестроечной литературы сильно поможет русская поэзия, с ее новыми размерами и интонациями, которая сейчас развивается очень стремительно… В качественном, и особенно в количественном плане. В каком бы городе России мне не пришлось выступать – везде мне дарят авторские поэтические сборники или рукописи. Но ведь поэзия несовместима с коммерцией. На стихах не прожить. Однако, Россия их пишет и пишет. Иногда – потрясающие по красоте и высоте мысли.
А вот западные поэты, по моим сведениям, постепенно сходят с литературной сцены… «Продвинутому», коммерчески озабоченному обществу стихи не нужны.
– Вы тесно сотрудничаете с музыкантами – композиторами и исполнителями. Какой, по-вашему, самый удачный результат этого сотрудничества? Какие сейчас у вас планы на совместные проекты с музыкантами?
– Несколько лет назад композитором и режиссером Игорем Батариели с участием певицы Юлии Дубошинской была создана музыкально-поэтическая программа «Невечерний свет», где мне была отведена роль поэта. С этой программой мы выступали на разных площадках Санкт-Петербурга и области. Премьера прошла в Центре современной литературы и книги, на Васильевском острове (руководитель Дмитрий Каралис).
Несколько песен на мои стихи написала композитор и исполнитель Наталья Иванова. Песня «Новогодний подарок» была исполнена 15 декабря 2019 года в Кремле.
С московским поэтом и песнесказителем Владимиром Селицким мы дали три музыкально-поэтических концерта. Сейчас – в режиме самоизоляции – работаем над совместным выступлением в режиме онлайн. Пожалуй, сегодня это самое интересное и востребованное направление публичных выступлений.
– Расскажите о себе – поэте. Каковы ваши поэтические пристрастия? Кто в мировой, в русской поэзии вам наиболее близок? Звучит в унисон с вашим внутренним миром?
– Помните, что советовал своим читателям Редьярд Киплинг? Искать правду о себе в своих же книгах. О себе – поэте я говорю в стихах. Не стану оригинальным, если скажу, что по-прежнему – как и тридцать лет назад – считаю своими учителями Александра Пушкина и Анну Ахматову. Еще – Осипа Мандельштама, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Николая Рубцова, Иосифа Бродского…
Но даже если эти авторы и «звучат в унисон» – задача современного поэта не попасть под их влияние, что случается довольно часто, а найти свой голос.
Решая эту сверхзадачу, я допускаю в текстах довольно много экспериментов, неожиданностей, которые недобросовестные критики воспринимают как ошибки. Не спешите, господа! Прочитайте сверху вниз, затем снизу вверх, потом еще раз – сверху вниз… И вы поймете, почему я написал так, а не иначе.
– Вы входите в жюри российской Корниловской премии. Какие писатели, получившие премию, на ваш взгляд, являются весомыми фигурами в российском литературном процессе? Кого из лауреатов вы посоветовали бы почитать?
– Нужно обязательно читать Андрея Романова
– учредителя Корниловской премии. О многих – авторах «Невечернего света» и одновременно лауреатах премии – я уже сказал выше. Повторяться не буду. Добавлю такие имена: Анатолий Аврутин, Глеб Горбовский, Геннадий Красников, Марина Кудимова, Аршак Тер-Маркарьян, Владимир Шемшученко, Александр Климов-Южный, Екатерина Полянская, Олег Чупров, Максим Замшев, Геннадий Морозов, Евгений Юшин, Елена Пиетиляйнен.
– Вы ездите по миру, выступаете в разных странах. Какая из ваших творческих поездок запомнилась вам больше всего?
– Конечно, выступление в Оксфорде, ровно десять лет назад – 12 апреля 2010 года.
В мистическом, сказочном, замкнутом в себе, самодостаточном городе в тот день было прохладно. По приглашению Русского общества Оксфорда в одном из колледжей Оксфордского университета – «St John`s College» прошел мой сольный поэтический вечер. Готовясь к нему, я не очень понимал, как себя вести. Незнакомая публика была достаточно избалована премьер-министрами, голливудскими актёрами и нобелевскими лауреатами.
К счастью, все сомнения и страхи рассеялись с первых минут общения. По оценке жены – самого строгого критика – читал я «лучше, чем где бы то ни было».
Интересно, что этот вечер мог вообще не состояться. С самого начала стали возникать какие-то препятствия. То полученное приглашение в Англию не соответствовало установленным требованиям, и пришлось получать его еще, и еще раз. То – по причине забастовки авиадиспетчеров – самолеты «BRITISH AIRWAIS» не летали, и возникли трудности с билетами. То – когда гости вечера были уже приглашены – поезд из Ковентри, на котором мы ехали в Оксфорд, опоздал почти на сорок минут – для английской железной дороги случай довольно нетипичный.
Но – все сложилось, как надо.
У главного входа в «St John`s College» нас встретили организаторы вечера – русские аспиранты Оксфорда. Провели дворами колледжа, к которому имели прямое отношение Льюис Кэрролл и Джон Р. Р. Толкин, в котором учился бывший премьер министр Великобритании Тони Блер. И я читал стихи в течение трех часов. Знаете, почему так долго? Потому что россияне Оксфорда попросту истосковались по русскому, поэтическому слову. Они просили читать и читать – такое в России не всегда встретишь.
– Вас окружает невероятный, волшебный город России и мира – Санкт-Петербург. Какие места в Питере вами больше всего любимы? Дарят вам вдохновение?
– Есть точка, куда я стараюсь привести всех своих гостей – это набережная Мойки, между Летним садом и Михайловским замком. Кто-то мне сказал, что это – геометрический центр города. Но вдохновляет меня не геометрия. В этой точке – не знаю почему – я чувствую себя петербуржцем. Жителем города, который задумал и заложил Петр Первый. Отсюда видны масштабная человеку застройка Фонтанки с возвышающимся над ней куполом Академии имени барона Штиглица, Храм Спаса-на-Крови, Марсово поле и Михайловский сад, Первый Садовый и Пантелеймоновский мосты. Тут пространство кажется многомерным, историческим. Хотя известных всем «достопримечательностей города» здесь мало. Глядя на Михайловский замок, легко представить себе окружающий его ров с водой – ныне засыпанный. Восставших гвардейцев с факелами… И даже – заметить мистическую тень Императора Павла, скользящую в окнах. Я очень люблю Таврический сад, рядом с ним – «башню» поэта Серебряного века Вячеслава Иванова. Обитаю недалеко – на Кавалергардской улице, рядом с домом, в котором жила Анна Ахматова. Люблю Смольный собор, Большеохтинский мост – с ночной подсветкой. Обожаю гулять по Невскому, по Фонтанке – вообще, по центру города. Люблю речные прогулки «по рекам и каналам». Очень расположен к перспективе пространств от Дворцовой до Сенатской площади. Часто появляюсь на Университетской набережной, у Академии художеств, между сфинксов, студентами мы писали здесь этюды с женой Ириной.
– Владимир, расскажите о вашей семье. Чем она радует вас?
– Своей семьей я считаю не только нашу «ячейку» на Кавалергардской улице. Это род Хохлевых, живущих преимущественно в Санкт-Петербурге и Вологде, и примкнувшие к нему ближние и дальние родственники из других городов России. В семье меня воспринимают поэтом, всегда ждут новых стихов, новых книг, свежих номеров «Невечернего света».
Родные люди всегда рады моему приезду и стараются побывать на всех моих выступлениях – это мои самые верные зрители. Ну, а когда по праздникам мы собираемся за большим столом – эта семейная традиция – звучат не только мои стихи. Каждый член семьи вносит свою лепту в общее веселье.
– И, конечно, традиционный вопрос: ваши творческие планы?
– Я никогда, ничего специально не планирую. Никогда не говорю себе: завтра я напишу стихотворение, а к Новому году – новый роман.
Все в моей творческой жизни происходит спонтанно, случайно, таинственно и непредсказуемо.
Когда я сажусь за книгу – немного стихает журналистская активность. Когда верстаю номер журнала – больше сил отдаю редактированию чужих текстов, чем написанию своих.
Есть замыслы новых сценариев, нескольких романов, но раскрывать их – с моей точки зрения – непрофессионально. А вдруг что-то пойдет не так… Зачем читателей обнадеживать, чтобы затем разочаровать? Не мой стиль.
Вот когда что-то состоится – я скажу об этом громко, конкретно и не стесняясь.
Следите за новостями.