Урок 61. Порядок слов
По сравнению с прозаической речью, порядок слов в Поэзии отличается большей вариативностью и свободой.
В стихах каждое полноударное слово может приобретать интонационную самостоятельность. Поэтому различные варианты словорасположения приобретают стилистическую равнозначность.
В Поэзии экспрессивное выделение слова попадает в зависимость от сложных и изменчивых условий, связанных со структурой строфы, соотношением синтаксического и ритмического членения, характером переносов, интонационным типом стиха.
Примеры:
Постпозиция прилагательного по отношению к существительному:
.
Но лето быстрое летит,
Настала осень золотая
(Александр Пушкин)
.
Внизу огни дозорные
Лишь на мосту горят,
И колокольни черные,
Как сторожи, стоят
(Михаил Лермонтов)
.
Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней
(Афанасий Фет)
.
Овин расстелет низкий дым,
И долго под овином
Мы взором пристальным следим
За лётом журавлиным
(Александр Блок)
.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой
(Алексей Сурков)
.
Говоря прозой, мы не задумываясь сказали бы так: быстрое лето, золотая осень, дозорные огни, черные колокольни, зеркальный месяц, степные травы, вечерней влагой, пристальным взором, живой голос и т. д.
В стихах, подчиняясь определенному ритму и решая задачу художественной выразительности, мы (так же особенно не задумываясь) меняем порядок слов.
Препозиция и постпозиция прилагательного могут свободно чередоваться в одном стихотворном тексте.
.
Я вспомню речи неги страстной,
Слова тоскующей любви
(Александр Пушкин)
.
Уж за горой дремучею
Погас вечерний луч
(Михаил Лермонтов)
.
Налево беру и направо,
И даже без чувства вины,
Немного у жизни лукавой
и все — у ночной тишины.
(Анна Ахматова)
.
Отметим, что конец строки является интонационно сильной позицией. Поэтому «нужные» слова (прилагательные «страстной», «дремучею», «лукавой») ставятся именно в эти места.
.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой
(Александр Пушкин)
.
Слова – «жестокой», «широкой», «холостой», «голубой» – тоже не звучали бы так ярко, и не характеризовали бы так сильно – зиму, Неву, пирушку и пламень – если бы находились не в конце строки (и — в конце смысловой единицы текста), а где-то в её середине.
.
В Поэзии возможна конструкция, в которой существительное обрамлено двумя прилагательными:
.
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой
(Федор Тютчев)
.
Хотя в быту (прозой) мы бы сказали: легкой, пуховой цепью.
Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской
(Михаил Лермонтов)
.
А вот варианты союзного сочетания прилагательных:
.
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной
(Афанасий Фет)
.
Я все равно к тебе войду,
Старинный друг и нежный
(Александр Блок)
.
Если из двух прилагательных одно — качественное, а другое — относительное, то проявляется тенденция к препозиции качественного прилагательного и постпозиции относительного.
К редким случаям относится возможное в стихах разъединение прилагательных больше чем одним словом:
.
Так мягко мокрый лист шумит благоуханный
(Алексей Толстой)
.
Для стихотворной речи характерно дистанционное расположение существительного и относящегося к нему прилагательного. Существуют два равноправных варианта такого расположения:
С препозицией прилагательного по отношению к существительному:
.
Тускнеют угли.
В полумраке
Прозрачный вьется огонек
(Афанасий Фет)
.
И — с постпозицией:
.
Встающий день — осенний, голубой —
Тебя последним баловал приветом
(Самуил Маршак)
Обычным является способ разъединения подлежащего и сказуемого:
.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза
(Алексей Сурков)
.
Возможны и необычные, индивидуальные варианты дистанционного расположения ключевых слов – подлежащего и сказуемого:
.
И чернеет там зубчатый,
За холодною чертой,
Неподступный, непочатый
Лес над черною водой
(Александр Твардовский)
.
Нетрудно заметить, что в последнем примере разъединение слов «чернеет» и «лес» (максимально возможное отдаление существительного от глагола) необходимо автору, чтобы придать «чернеющему, недоступному, непочатому лесу» как можно большей таинственности, чарующей неизвестности.
И это получается!
А значит, от порядка слов в поэтическом тексте зависит не только его художественная выразительность. Но и смысловое усиление (гиперболизация) того или иного состояния (объекта).
На что еще влияет расстановка слов? Подумайте сами.
Спасибо