Урок 52. Неточная рифма
На девятом уроке, мы говорили о рифме. В том числе — о неточной.
Рассматривали пример из Анны Ахматовой. Стихотворение «Было душно…»
Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
Попробуем детально исследовать неточные рифмы, употребленные классиком, но прежде дадим точное определение неточной рифме.
Рифма будет тем более точной, чем больше похожих звуков, расставленных в определенном порядке, окажется в окончаниях строк. Не слов, не слогов, не букв, — а именно звуков.
Подчеркнем что главное в рифме – звучание.
Отметим, что если похожих звуков в окончаниях строк не окажется вообще – не будет и рифмы.
Значит, неточная рифма – это наличие в окончаниях строк небольшого числа похожих звуков.
Отчего зависит похожесть звуков?
В первую очередь от того, как эти звуки формируются. От соотношения чистого голоса и шума в голосе, от степени мягкости и твердости звуков, от их звонкости и глухости.
К примеру, буква «П» звучит глухо, а буква «Б» — звонко. Поэтому рифмы: окоПы – осоБы, изгиБы – лиПы — мы определим как неточные.
Как и рифму — с буквами «З» и «С»: стрекоЗы – коСы.
Почему одни и те же согласные буквы звучат различно в разных слогах?
Потому что они окружены разными буквами (или интервалами без букв), звучащими по-разному. Соседство определяет то или иное звучание.
Разберем неточные рифмы из стихотворения Анны Ахматовой.
Начнем с лУЧИ- прирУЧИть. В ударных слогах буква «Ч» звучит одинаково, а вот разные буквы «Л», «Р» — и звучат по-разному. «Л» — мягко, даже нежно; «Р» — жестко, отрывисто, при наличии в слове второй буквы «Р» — рычаще. Отсюда рифма лучи-ручить – неточная.
Но что интересно – части неточной рифмы из букв «УЧИ» (в ударных слогах), абсолютно идентичны друг другу – и по составу букв и по звучанию.
Отметим это обстоятельство.
В рифме прокЛяТый-крыЛаТой буквы «Л» и «Т» (тоже в ударных слогах) звучат по-разному. В первом слове «Л» звучит мягче из-за «Я», во втором — «Л» тверже из-за «Ы» и «А». Букву «Т» твердит «Ы» и делает нейтральной «О».
Но это не мешает автору ставить слова в неточную рифму.
Слова ЛИЦа-петЛИЦе рифмуются благодаря одинаковым ударным слогам с основой «ЛИЦ».
Невероятно интересна неточная рифма учтИВОсть- полуленИВО. Ударение на «И» позволяет автору не замечать длинного безударного «сть» в окончании первого слова.
Среди неточных рифм нам интересны такие:
Ассонансная рифма, в которой созвучны гласные звуки при полном или частичном несовпадении согласных. Чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним — максимум созвучно, но не является точной рифмой.
Роберт Рождественский «За того парня»
Я сегодня до зари всТАну,
По широкому пройду ПОлю.
Что-то с памятью моей сТАло
Все что было не со мной ПОмню.
Нужно отметить, что созвучные части «ТА» и «ПО» находятся в середине слов, безударные окончания которых не мешают рифмовке.
Диссонансная рифма – в ней не совпадают ударные гласные:
Примеры: парус — пелось, бублики — яблоки, страстный — грозный, норов — коммунаров, плавно — словно, слушать — лошадь …
Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются при игре слов.
Примеры: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ — сокрыт, мечети — мечите, полочка – пилочка… Гриб-грабь-гроб-груб.
Владимир Маяковский «Рабочим Курска»
Было: социализм – восторженное СЛоВо!
С флагом, с песней становились СЛеВа,
и сама на головы спускалась СЛаВа.
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные ДуЛа.
Вместо гор восторга – горе ДоЛа.
Стало: коммунизм – обычнейшее ДеЛо.
Рифма с чередованием (перестановкой) — рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства.
Примеры: рифма-нимфа, юрта-утро, прут-труп, схема-смеха;
Предударная рифма — совпадают ударные гласные и предударные звуки или слоги. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма.
Примеры: поле´гче-поле´зный, пролета´рий-пролета´ли, коро´бится-коро´вушка, прися´га-прися´ду.
Юрий Панкратов «Осень»
Небо стало очень
Синим. С длинным КрИком
Проплывала осень.
Журавлиным КлИном.
Целовались ГУбы
С белым караВАем.
Пролетали ГУси
Серым караВАном.
Интересна разнословная, неточная рифма, в которой одно слово рифмуется с частями двух или даже трёх слов.
Примеры: солнце — сон целое, судорог — разнесу дорог, раб расти — храбрости, шёпот – хорошо под.
Владимир Маяковский «Взрослое»
У взрослых дела.
В рублях карманы.
Любить?
Пожалуйста!
Рубликов ЗА СТо.
А я,
бездомный,
ручища
в рваный
в карман засунул
и шлялся, глаЗАСТый.
Спасибо за Ваш труд