Уроки русской Поэзии. Урок 49 — ОБРАЗ

Владимир ХОХЛЕВ 8 июня, 2023 5 комментариев Просмотры: 312

 

Урок 49. Образ

 

В искусстве образ — это созданное художественными средствами представление об объекте (явлении). Образ объекта никогда не будет идентичен (равнозначен) объекту, потому что художник, опираясь на свои индивидуальные ощущения, показывает в нем только то, что необходимо для создания художественного произведения.

Протокол, в котором во всех деталях описано место преступления (по аналогии с фото-фиксацией), никогда не станет образом этого места.

Чтобы стал – художник должен изъять из протокола все лишнее (мешающее), добавить своего (чувственного) и обеспечить гармоничное сочетание всех элементов описания.

Кажется – не такая уж и сложная задача.

На самом деле, разделить нужное с ненужным, решить — что из своего (внутреннего) можно выставить на всеобщее обозрение, и – самое главное! — добиться гармонии (красоты) сочетания элементов, не под силу девяти из десяти человек.

Именно поэтому художниками становятся единицы.

Поэзия – вся! – держится на образах.

Образах литературных героев, их действий, природы, животных, рукотворного окружения, мыслей, настроений, ощущений, ожиданий и пр.

 

Как создаются образы? К примеру, ЛГ?

Вот как Александр Пушкин «лепит» образ Евгения Онегина.

 

…Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
…Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил

 

Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieur прогнали со двора.
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
…Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.

 

Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

 

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.

 

Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.

 

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой
Блистал послушною слезой!

 

Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья…
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!

 

Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,

Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!
Но вы, блаженные мужья,
С ним оставались вы друзья…

 

А вот образ старухи созданный Николаем Рубцовым в стихотворении «Уже деревня вся в тени…».

 

…Одна в деревне этой мглистой

Христова бабушка жива,

И на лице её землистом

Растёт какая-то трава!

 

Пушкин — многословен (понятно почему), Рубцов — краток, однако образы созданных ими ЛГ одинаково ярки и живы. Значит, дело не в количестве употребленных слов – дело в их художественной силе. Точности, емкости… Способности «возбудить» художественное воображение читателя.

Николай Рубцов использует совсем «не человеческие» слова: земля-трава… Но какой мощный человеческий образ «христовой бабушки» получает.

 

Вот, как создает образы паровоза и жеребенка Сергей Есенин в стихотворении «Сорокоуст»

 

…Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?

А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?

Дл усиления художественной образности поэт противопоставил чугунные лапы (образ) тонким ногам (еще один образ), также как железные ноздри (образ) красной гриве (образ).

Как мы уже знаем, контраст в Поэзии — мощнейший инструмент.

 

Я стал членом Союза писателей России, как прозаик.

Издавал сказки, рассказы и повести, читал свои произведения на секции прозы, общался преимущественно с прозаиками… Но при этом писал и стихи. Однако поэтом меня никто не воспринимал. Потому что я умел хорошо рифмовать, а вот с образами…

Так продолжалось до стихотворения «Я один…», написанного много лет тому назад. Вот его первая строфа:

 

Владимир Хохлев «Я один…»
Я один, мне сегодня никто не нужен!
И ничто не нужно… Я свободен, силен, как река.
Я лечу… Под окном, в безбрежной, огромной луже
топчутся на людей и зверей похожие облака…

 

Образ лужи-мира, отражающей небо, позволил войти в цех поэтов-профессионалов с полным правом.

И из него уже не выходить.

3

Автор публикации

не в сети 5 часов
Владимир ХОХЛЕВ24K
63 годаДень рождения: 29 Октября 1961Комментарии: 1735Публикации: 1040Регистрация: 07-03-2023
2
3
3
1
9
7
Поделитесь публикацией в соцсетях:

5 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля