Осип Мандельштам «Импрессионизм»
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, —
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
Такими словами поэт охарактеризовал картину Клода Моне «Сирень на солнце».
Как известно, художники-импрессионисты, отличались от своих предшественников, и стали знамениты, потому что отказались от реалистического изображения действительности и начали отражать на холстах впечатления, состояния.
Почему «сирень в глубоком обмороке»? Потому что – жарко, душно. И это состояние природы (лета) художник передает смутно светящейся сиренью (на солнце) и глухим лиловым сумраком (в тени). И не только этим. Еще — размытыми силуэтами двух разомлевших на жаре женщин, которые спрятались от пекла под сиренью. Еще — потерявшим естественный голубой цвет небом и т.д.
Поэты вопросом передачи состояний озаботились задолго до соответствующих импрессионистических опытов живописцев.
Вспомним «Зимнее утро» Александра Пушкина.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче….. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Не правда ли – Александр Сергеевич создал настоящий импрессионистический пейзаж. Даже более яркий, чем это сделали Клод Моне и Осип Мандельштам. Потому что у Моне пейзаж застывший (зафиксированное мгновение), а у Пушкина живой (действующий). «Зимнее утро» предварено — вчерашней вьюгой, печалью героини…
И продлено – радостным, морозным «бегом по снегу».
Но при этом состояние морозного утра (впечатление от него) поэтом рисуется в точке настоящего. Все прошлое и все будущее – существует лишь в воображении. Прошлое и будущее необходимо для того, чтобы (на контрасте со сном героини и бегом кобылки) дать настоящее на пределе яркости, «выпуклости красок»…
Как передаются состояния? Что для этого нужно?
Для начала нужно пристально всматриваться в окружающее, изучать его. Чтобы полученный опыт (личные наблюдения) использовать в Поэзии.
Будучи лицеистом Александр Пушкин любил кататься на лодке по озеру Царскосельского парка. Еще любил, бросать в воду монетки и наблюдать за тем, как они «планируя» и бликуя на солнце, погружаются в глубины вод.
Для обывателя – занятие абсолютно безумное, лишенное смысла. Для поэта – смыслом переполненное!
Ведь — как мне представляется — без этих наблюдений, Пушкину было бы трудно в такой яркой форме передать состояние бликующих (еще мокрых) доспехов морских богатырей, выходящих на берег. Вспомним, как это было сделано:
…И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор…
Чешуя-то будто бы из монеток, покрытых капельками, которые отражают и преломляют солнечный свет.
Поэтическим языком можно передавать состояния природы, внешние состояния (облики) людей, животных и предметов, но, наверное, самое популярное в Поэзии – передача состояний внутренних — чувств и эмоций, ожиданий и настроений, впечатлений и внутренних открытий (озарений).
Как мы уже успели заметить внутренние состояния могут впрямую зависеть от внешних. Провоцироваться внешними.
Или наоборот — провоцировать внешние факторы. Раздраженный человек будет воспринимать мир нервно, на действия других людей реагировать обострённо… И природный мир ему будет казаться неуютным, раздражающим.
Этим взаимовлиянием внутреннего и внешнего поэты часто пользуются. Об этом очень образно сказала Марина Цветаева в стихотворении «Поэт — издалека заводит речь…»
Поэт — издалека заводит речь.
Поэта — далеко заводит речь.
Планетами, приметами… окольных
Притч рытвинами… Между да и нет
Он, даже размахнувшись с колокольни,
Крюк выморочит… Ибо путь комет —
Поэтов путь. Развеянные звенья
Причинности — вот связь его! Кверх лбом —
Отчаетесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарём.
Он тот, кто смешивает карты,
Обманывает вес и счёт,
Он тот, кто спрашивает с парты,
Кто Канта наголову бьёт,
Кто в каменном гробу Бастилий
Как дерево в своей красе…
Тот, чьи следы — всегда простыли,
Тот поезд, на который все
Опаздывают…
— ибо путь комет —
Поэтов путь: жжа, а не согревая,
Рвя, а не взращивая — взрыв и взлом, —
Твоя стезя, гривастая кривая,
Не предугадана календарём!
Хочу показать одно из своих стихотворений. В котором восприятие ЛГ мира и жизни — и состояние ЛГ — меняются на глазах. Прочитав, вы поймете почему:
Владимир Хохлев «Ночное, зимнее…»
Топазами светились небеса,
гул злого века будоражил сны.
Сливались в гуле чьи-то голоса.
Ничто в природе не ждало весны.
Поземкой по земле гулял февраль,
мороз стволы деревьев леденил.
Скрипел, искрил полуночный трамвай,
и по реке замерзшей будто плыл.
Обрывки непрочитанных газет,
снегами запорошенные урны…
Я мысленно сказал тебе: привет!
и в дом вошел сутулый и угрюмый.
На темной отмороженной площадке
ключ в скважину никак не попадал.
Я пальцы грел дыханием. Перчатки
мне были не нужны. «Мороз крепчал».
Дверь, наконец, открылась…
Ты стояла
в дверях гостиной. Кажется, со сна.
На пол прихожей, кажется, упала
тепла слезинка…
Началась весна.
Спасибо