Урок 44. Верлибр
Верлибр — (франц. vers libre — свободный стих). У него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине. Может показаться, что это вообще не стих — записанная в столбик проза. Стихом верлибр делает ритм, которого нет в прозе и интонация, с которой стихотворение читается.
Верлибр не подчиняется правилам классического стихосложения, в нем стихотворение состоит из строк, каждая из которых качественно не зависит от предыдущей, может содержать в себе различное количество слогов… Стихотворные строки объединяются в группы, называемые «лессы», количество строк в каждой (внутри одного и того же стиха) – может быть различно.
В верлибре произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках, нет повторяющихся единообразных строф; может не быть и рифмы.
В его основе однородная интонация, в которой произносят каждую из стихотворных строк — фраз свободного стиха. Эта повторяющаяся интонация, и определяет своеобразный ритм стихотворения.
Считается, что верлибр родился в ХХ веке, хотя и у классиков свободный стих найти можно.
Верлибр хорошо представлен в творчестве петербургского поэта, прозаика и художника Геннадия Алексеева (1932-1987) – не очень известного, но очень тонкого художника слова.
Ему я и предоставляю учительское место.
.
* * *
Раздвинулись
распались облака
раскрылось небо
вышел светлый ангел
приблизился
и что-то мне сказал
– погромче! – попросил я –
чуть погромче! –
но он не повторил свои слова
и удалился
и снова сдвинулись
сплотились облака
закрылось небо
что он сказал мне
этот странный ангел?
и почему он говорил так тихо –
почти шепотом?
.
НЕПРОЧНАЯ ДУША
Бывают минуты,
когда душа разрывается на клочки.
Их собираешь,
кое-как склеиваешь
и ходишь с такой душой –
ведь новую–то
нигде не достанешь!
Но снова нахлынут роковые минуты,
и снова душа разлетится в клочья.
И снова,
сопя от усердия,
склеиваешь свою непрочную душу.
Так и живешь.
.
НАКАТИЛО
Накатило,
обдало,
ударило,
захлестнуло,
перевернуло вверх тормашками, завертело,
швырнуло в сторону, прокатилось над головой и умчалось.
Стою,
отряхиваюсь.
Доволен – страшно.
Редко накатывает.
.
ЗВЕЗДНЫЙ УРОЖАЙ
Тряхнул я ствол мироздания,
И звезды посыпались к моим ногам – Розовые,
Желтые,
Голубые,
Спелые,
Сочные,
Вкусные,
Но все с острыми колючими лучами.
Пока рассовывал их по карманам,
Все руки исколол.
Завтра ночью
Небо будет беззвездным –
Можете убедиться.
А послезавтра
Созреют новые звезды –
Можете проверить.
Потрясите ствол мироздания,
И все звезды ваши.
Только запаситесь рукавицами,
Мой вам совет.
.
ЛУЧШЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Предвкушать его.
Услышать скрип двери
и догадаться,
что это оно.
Растеряться.
Но взять себя в руки
и, побледнев от решимости,
прочесть его про себя.
Поразиться.
И, переведя дух,
прочесть его вслух,
но шепотом.
Расхрабриться.
И, открыв окно,
прокричать его громко,
на всю улицу.
Наконец успокоиться.
И ждать новое,
самое лучшее.
.
* * *
Протяни руку,
и на твою ладонь
упадет дождевая капля.
Протяни руку,
и на твою ладонь
сядет стрекоза
большая зеленая стрекоза.
Только протяни руку
и к тебе на ладонь
спустится райская птица
ослепительной красоты.
настоящая райская птица!
Протяни же руку!
чего ты стесняешься –
ты же не нищий.
Постой минуточку с протянутой рукой,
и кто–то положит тебе на ладонь
свое пылкое восторженное сердце.
А если положат камень,
не обижайся,
будь великодушен.
.
* * *
Был ли я крылатым?
Или крылья мне только снились?
А что,
если я и впрямь
потерял их?
А что,
если они и вправду
были длинными и белыми?
А что,
если они снова вырастут?
В последнее время
у меня часто чешутся лопатки.
Но куда лететь?
.
ДОЖДЬ НА ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДИ
Асфальт.
Когда дождь,
он скользкий.
Туристы.
Когда дождь,
они не вылезают из автобусов.
Милиционер.
Когда дождь,
Он прячется под арку.
И Александровская колонна.
Когда дождь,
она никуда не прячется.
Ей приятно
постоять на Дворцовой площади
под дождем.
.
ПРИГОРОДНЫЙ ПЕЙЗАЖ
Голубое небо
в белую полоску,
слегка измятое по краям.
Желтовато-зеленое
поле ржи
с синими кляксами васильков.
Труба электростанции,
высокая и толстая,
горделиво торчащая из-за холма.
Пестрый жучок
с длинными усами,
неподвижно сидящий на моем рукаве.
Жучок любуется пригородным пейзажем.
Стою не шевелясь,
чтобы ему не мешать.
Спасибо, очень познавательно и интересно! 🙌
Верлибр – одна из моих любимых форм поэтического текста…. Впервые открыла его для себя в творчестве Людмилы Петрушевской.
Ещё раз благодарю!