Урок 31. Критика
Почему-то многие авторы критики боятся. Воспринимают её чем-то ругающим, отрицающим, «критикующим», неким инструментом давления, принижения…
Хотя КРИТИКА – это (от греч. kritike) всего лишь искусство суждений. Как положительных, так и отрицательных. С одной стороны — это оценка, помогающая избавиться от заблуждений и исправить ошибки. С другой – анализ, выявляющий самые сильные стороны произведения.
Вот как ЛИТЕРАТУРНУЮ КРИТИКУ определяет Википедия: область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).
Критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) и личных взглядов; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой.
И что здесь опасного, принижающего?
Еще из Википедии: В 1928–1934 гг. формулируются принципы социалистического реализма — официального стиля советского искусства. Критика становится карательным инструментом.
Вот откуда идет боязнь критики! Из советского прошлого. Которое уже невозвратимо.
Начинающий автор, в отличие от маститого, признанного поэта, в большей степени зависим от суждений и оценок. Они могут, как вдохновить на «путь в неведомое», как и отвести от этого пути.
Что же нам важно знать про оценки и тех, кто эти оценки даёт?
Приведу здесь типы критиков, с которыми мне приходилось сталкиваться.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ КРИТИК – человек, достигший определенных высот в Поэзии и с радостью воспринимающий достижения других авторов. ДК – не завистлив, не ревнив, всегда открыт, не скупясь, делится своим опытом и всегда готов прийти на помощь. Его суждения и подсказки, как правило, серьезны и точны. Реально помогают.
БАЛАБОЛ – человек что-то, когда-то написавший (а может, и не написавший), но всегда обозначающий свою точку зрения. Свобода слова (особенно в Интернете) позволяет Б говорить об искусстве, притворившись знающим. Он может «сыпать» именами, приводить цитаты, выстраивать аналогии. Цена им – полгроша. А то и меньше.
«ДРУГ» – человек (не стихотворец) из близкого окружения начинающего автора, возносящий «друга» до небес. Для Д важно – чтобы строчки автора стояли столбиком и заканчивались в рифму. И автора можно именовать поэтом. И представлять поэтом (даже «сильным поэтом») везде. Хвалить, аплодировать, спонсировать, «продвигать».
ЗЛОСТНЫЙ КРИТИК – человек органически не приемлющий творчества, не чувствующий «тонкой ткани» Поэзии. Одержимый ревностью и завистью к творцам нового. Для него всё плохо. ЗК – как правило, теоретик. Практическая работа ему не по силам. Но осуждать – его кредо.
НАЧАЛЬНИК – критик с умыслом. Он овладел техникой стихосложения и добился административного доминирования. Начинающий (особенно одаренный) автор для Н – враг. Способный пошатнуть авторитет, лишить искусственного лидерства. Н преднамеренно не заметит слабых мест текста, а сильные — предложит отредактировать. Чтобы привести к усредненному (не опасному) варианту.
Этот список можно продолжать и продолжать.
Думаю всем понятно, что критика в отрыве от КРИТИКА не возможна.
Чтобы не ошибиться, начинающий автор должен научиться различать оценки. Отделять добрые от злых. Ориентироваться исключительно на ДК.
А еще лучше – на внешнюю критику реагировать в последнюю очередь.
Вспомним «Памятник» Александра Пушкина.
…Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
«Приемли равнодушно», «не оспоривай»… Последнее – верно. Спор отнимет много сил, но никогда не даст результата.
Но что же принимать «не равнодушно»?
Внутреннюю критику, самокритику. Только автор (сам в себе) способен объективно оценить своё творение, и громко заявить: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Потому что только сам поэт находится в таинственной, неведомой другим людям связи с Поэзией.
От которой (не от общественных оценок), по Николаю Рубцову, поэт и зависим.
Стихи из дома гонят нас.
Как будто вьюга воет, воет.
Вот так поэзия, она
Звенит – её не остановишь!
А замолчит – напрасно стонешь!
Она незрима и вольна.
Прославит нас или унизит,
Но всё равно возьмёт своё!
И не она от нас зависит,
А мы зависим от неё…
Как же критиковать самого себя?
Когда каждая строчка, каждое слово — дороги. Когда в стихотворение вложено столько труда, энергии… В нём столько находок… Открытий…
Надо написать текст и отложить его в дальний ящик. На неделю, месяц, год, несколько лет… (некоторые короткие стихи писались десятилетиями).
Затем вернуться к тексту, как не к своему. И дать оценку написанному «со стороны» — трезво и объективно.
А чтобы воспитать в себе качества объективного оценщика – необходимо читать, читать и читать… Признанных поэтов и их критиков.
И тогда никакие Н, ЗК, Д и Б будут не страшны.
В завершение урока хочу привести свое шутливое стихотворение по теме урока, написанное когда-то давно, после общения с некоторыми назойливыми критиками:
Владимир Хохлев «Стаи боковедов*, спиноистов**…»
Стаи боковедов, спиноистов,
сути не сумев постичь искусства,
обсуждают знаковых артистов,
будто сеют на живое дустом.
Рассуждают умно о значении…
говорят протяжно, с придыханием,
заселяют головы сомнением
и пустым, ненужным, лишним знанием.
Наболтав о том — о сём за кофе,
засыпают в тараканьих норках.
Зафиксированные в фас и в профиль,
ищут свои фейсы на обложках.
Лишь свою фамилью прочитают —
гордостью зажгутся в тот же миг.
Настоящего не замечают…
Да и мы не замечаем их.
* боковед – лежащий на диване, на боку.
** спиноист – лежащий там же, на спине.
Надеюсь, сильно критиковать сей поэтический опус (хотя есть за что) вы не будете…
Однако — разрешаю.
Мудрость говорит: – ,,Самая лучшая критика – это молчание,, Спасибо за интересную тему.
А какой смысл в критике или оценке Ваших работ, если в ответ получаешь только безгласный плюсик? Критику ведь тоже хочется узнать реакцию автора.
Если критика совсем не в тему – критик может получить безгласный плюсик. Реакция автора – если по существу.
Промните, что сказал Штирлиц Шелленбергу: Трудно стало работать… Развелось много идиотов, говорящих правильные слова..
Почему же боязнь критики Вы считаете порождением Советской эпохи? Пушкин тоже очень болезненно относился к критике. Ф.И. Глинка ночи не спал после негативных рецензий.
Надежда, я не считаю порождением… И никогда болезненно не относился… Просто пропускал и пропускаю через пальцы… Потому что считаю, что единственным, достойным внимания критиком, может быть только сам автор.
Особо продвинутые поэты считают наличие критики признаком популярности. Действительно – кто-то читает.
99 процентов критиков критикуют ” в свою пользу”.