Урок 22. Сонет
Чтобы создать сонет – тем более, венок сонетов – надо знать, как они устроены. Форма сонета – строгая, её часто называют твердой. Прежде всего, формой сонет и отличается от других способов стихосложения. Содержанием отличается тоже. Авторы сонетов чаще всего прибегают к возвышенным образам, применяют «высокий» слог.
Вот пример из Франческо Петрарки, стихи которого считаются вершиной в развитии итальянского сонета. Стихотворение, посвящено возлюбленной поэта Лауре де Нов, воспетой во множестве сонетов.
CCCXXXV
Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.
Лишь с облаком благого серафима
Она сравниться красотой могла.
Ее влекли небесные дела,
Вся суета земли скользила мимо.
Огнем и хладом тягостно палима,
Моя душа простерла к ней крыла.
Но тщетно — плоть меня обременяла;
Навеки Донну небеса призвали,
И ныне холод мне сжимает грудь:
Глаза — ее живой души зерцала, —
О, для чего Владычица Печали
Сквозь вас нашла свой беспощадный путь?
Сонет написан после смерти любимой, но высокие чувства поэта живут и в скорби. Форма, традиционная, итальянская 4-4-3-3. Уильям Шекспир строил сонеты иначе 4-4-4-2. Вершина русского сонета – Онегинская строфа Александра Пушкина.
О сонете я попросил рассказать, поэта, моего друга, поэта Николая Куковерова – автора 12-ти венков сонетов (это титанический труд, удивительный для нашего времени).
Передаю ему слово.
.
Дорогие друзья!
Вы решили приступить к сочинению сонета или венка сонетов, с чего начать? Хотелось бы вооружить вас некоторыми практическими советами.
Сонет – это одно стихотворение усложнённой формы, энциклопедически – сонет – лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на две рифмы и двух терцетов (трёхстиший) на три, реже – на две рифмы. Построение сонета может быть разное, но форма практически не изменилась, то есть технически вы можете её выполнить, взяв за основу, к примеру, шекспировский сонет, либо сонет других классиков. Вы попросите назвать имена. Имён много, но назову наиболее характерные.
Первый сонет сочинил в середине 13 века Сицилийский стихотворец Якопо да Лентини, а прославили сонет знаменитые итальянские поэты Возрождения Данте, Ф. Петрарка, Т. Тассо. Нельзя не отметить сонеты других европейских поэтов, особенно У. Шекспира.
Первый русский сонет был написан В.К. Тредиаковским в 1735 г. Трижды обращался к форме сонета А.С. Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна»). Регулярно сочинял сонеты А. Фет, а в 20 в. – В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, И. Бунин.
Теперь поговорим о венке сонетов.
Литературе известны более 2000 венков сонетов, сочинённые в разное время и разными поэтами ( М. Волошин, В. Брюсов и мн. др.). Венок сонетов — наиболее трудная форма. В поэзии и берутся за него далеко не все поэты.
Прежде, чем сочинять венок сонетов, определитесь с его темой. А затем приступайте к сочинению 15 главы – магистрала. Почему так и не иначе? По-другому его просто не выполнить.
В 1999 году, когда я сочинял свой первый венок сонетов «По замкнутому кругу», я начал с 1 главы. В результате получилась так называемая «гирлянда» — венок сонетов в 14 глав без магистрала. Не повторяйте моих ошибок.
Самое главное, каждый сонет и соответственно магистрал, должен быть наполнен глубоким смыслом — в этом суть — только в этом случае ваш венок сонетов можно считать состоявшимся.
Обратимся к теории классического венка сонетов.
Венок сонетов – лирический цикл, состоящий из 15 сонетов. Последняя строка каждого из 14 сонетов повторяется в начале следующего, таким образом связывая смежные стихотворения-сонеты. Предпоследний сонет (№ 14) завершается строчкой, с которой начинается сонет №1 венка. Заключительный сонет – магистрал последовательно воспроизводит первые строчки всех 14 сонетов и концентрирует в себе смысл всего цикла. Венок сонетов должен быть выполнен безупречно, как технически, так и по смысловой нагрузке.
В качестве наглядного пособия — из 12-ти моих венков — предлагаю венок сонетов «Сусальный ангел», посвященный А. Блоку.
С У С А Л Ь Н Ы Й А Н Г Е Л
Александру Блоку – посвящаю
1
Певец Любви – дитя пустынь и дюн,
Слагал стихи, навеянные стужей,
В которых воспевал одну и ту же,
Не Женщину – иллюзию свою.
Отвергнув сказку юности сию,
Мудрее стал поэт совы премудрой,
И поклонился Диве златокудрой,
В которой строгий профиль узнаю.
Ее смеются дивные уста:
Иди, просить прощения Христа,
Туда, где Рай и розовые сени.
Орлом, познавший истину в вине,
Под звуки арф, к любимой Купине,
Явился Миру в будний день осенний.
2
Явился Миру в будний день осенний,
Король и Шут подмостков и эстрад,
Пронзивший сень Небесных бюлистрад,
Куда не попадет ни раб, ни гений.
Уж сколько лет прошло без изменений,
Темнеет под крылом седой Босфор,
А вот и свет – зеленый семафор
Открыт в Юдоль трехмерных измерений.
Не развести костер повечеру
Из прошлого, на хладе и ветру,
Вошедшим в Мир на несколько мгновений.
Как ратник, постою у трех дорог,
Пришел домой с повинною пророк
Предвестником грядущих потрясений.
3
Предвестником грядущих потрясений
Открыта дверь для символов и форм,
Которые, как люди у платформ,
Застыли от мистических видений.
Уставший от постылых воскресений,
Младым певцом, под игом седины,
Спешу сюда, где были сожжены
Мосты былые взлетов и падений.
Пусть эта мысль предстанет людям строгой,
Любой поэт идет своей дорогой,
Чтобы узреть трехглазую змею.
Когда-то здесь опричники впервые
Взорвали погреба пороховые,
О коих петь устала Гамаюн.
4
О коих петь устала Гамаюн,
Рабов, поднявших Старый Мир на вилы,
Не зная о пророчестве Сивиллы,
Запечатлел, сгорая на огню.
Не Демона, себя во всем виню,
Булатный меч не я готовил к бою,
Не призывал разбойников к разбою,
Но сам ходил не раз по острию.
Когда утихнут бури и погромы,
Сразят меня не молнии и громы,
Ослушников не жалуют в Раю.
Презрев Христа Библейские трактовки,
И, вдоволь настрелявшись из винтовки,
Уйду туда, где буду вечно юн.
5
Уйду туда, где буду вечно юн,
Не в сон, не в явь, сбежав от Мира злого,
Где грешники иконы Богослова
Бросают из придела в полынью.
Глаголами отвечу воронью,
Которое воспел при жизни, грешен,
Водил пером, не замечая трещин,
Закованный в картонную броню.
Апостолы осудят на Суду,
За то, что я ходил на поводу
У Демона. Вердикт – виновен Блок и
Прости Господь, не смог помочь стране,
С отметиной бубновой на спине,
Оставив в книгах символов сполохи.
6
Оставив в книгах символов сполохи,
Лечу во Мглу, покинув ясный брег,
Туда, где нет багрово-красных рек,
Не ведая ни страсти, ни тревоги.
Паря над черной слякотью дороги,
Лазорный за собой оставив шлейф,
Там, где с Фиалкой ночью вдоль аллей,
Блуждал вечор, любви рождая строки.
Как блудный сын, войду в Небесный Дом,
Благословенный Розой и Крестом,
В миру воспевший звездные потоки.
Воскрес певец серебряных веков,
Оставив древний Екатерингоф,
Поэтам драматической Эпохи.
7
Поэтам драматической Эпохи
Оставлю град фрегатов и галер,
Гряду дворцов и скромный «Шантеклер»,
В котором отыграли скоморохи.
Ковчег взлетел над шпилем златооким,
Но мне милей клоака у Озер,
Где пребывал педант и фантазер
Наедине с Чудовищем жестоким.
Прозрел, орлом ударилась монета,
Наездника воспевший Фальконета,
Обретший одиночества приют.
Веселый царь явился птицей вещей,
С улыбкою тревожной и зловещей,
Живущим в заколдованном краю.
8
Живущим в заколдованном краю
Оставлю, несмотря на все запреты,
Печальный град, златым мечом согретый
Поэта, подчиненного зверью.
Раздувшие кровавую зарю,
Собратьев без креста, распяли гунны –
Небесной обитатели Лагуны,
Где хризантем созвездия крою.
Не зацветет на крутизне, миндаль,
Зовущая в заоблачную даль,
Ушедшему не нужен трепет черни.
Но, может быть, нахоженной тропой
Потянутся к заутрене толпой
Холопы из двенадцати губерний?
9
Холопы из двенадцати губерний
Стреляли из винтовок в русский стан,
Обещанной свободой без креста,
Под колокольный благовест вечерний.
Покой лишь сниться нам, умри неверный,
В страданий окунувшийся купель,
Пройду сквозь морок Адов и метель,
Где огонек чуть теплится наддверный.
Отравой начиненная стрела,
Не долетит туда, где мрак и мгла,
И грешники избавлены от скверны.
Когда вопьется тысячей заноз
Свидетельство печали – Алконост,
Накинут на чело венец из терний…
10
Накинут на чело венец из терний
Свидетелю кровавых двух Эпох,
Виновен, заблуждался, видит Бог,
Но труд не пропадет в летах, всемерный.
Христос простит, хотя мой грех безмерный,
Познавшего и славу и почет,
И сколько ж звезд на небе, Звездочет,
Где твой аллюр закончился карьерный?
Помог своими догмами Конфуций
Любителям кровавых революций,
Их розгами бы надо, да плетьми.
Мечтал о том, что Пес исчезнет в вихре,
Но, очевидно, закружил Антихрист,
Поэта, заплутавшего в пути.
11
Поэта, заплутавшего в пути,
Лети, мой друг, уже завечерело,
Светило верноподданных согрело,
Не возвратив для нас былые дни.
Слабо стреляться, драка не в чести,
Когда поэт в твоей душе проснулся,
Но тем, кто Мефистофеля коснулся,
Не вырваться из дьявольской сети.
Одну Любовь носили на руках,
Да вот теперь летаем в облаках,
Где звезды и созвездия алеют.
Мечтать не вредно, разрешили б нам,
К прошедшим возвратиться временам –
Желание наивное лелею.
12
Желание наивное лелею,
Достаточно похожее на миф,
Как херувимов бдение сломив,
В запретную проникнуть галерею.
Не плачу, не зову, не сожалею,
Юродивых оставив и старух,
Ворвался, протаранив Дантов круг,
Наездником в тенистую аллею.
Остались позади сполохи круч,
Но камень на душе висит горюч,
Блаженной, прикоснувшейся к елею.
Позвольте не с нагайкой, со стихом,
Не ангелом, хотя бы пастухом,
В провинцию вернуться Галилею.
13
В провинцию вернуться Галилею –
Узреть обетованные места
И тихо помолиться за Христа,
Где люди в добром здравии болеют.
К родителям – Фетиде и Пелею
Вернулся воскрешенный Ахиллес,
Войдя туда, где зеленеет лес
И люди посещают бакалею.
Вселенский рай, ласкает ветер южный,
Но ангелу не нужен хлеб насущный,
И сколько ж лет томился взаперти?
Ушел давно в лета вагон зеленый,
Явился в Мир, Христом благословленный,
Что б ангелом остаться во плоти.
14
Что б ангелом остаться во плоти,
Стоять под сенью в одеяньи белом,
Где все спешат и каждый занят делом,
И на часах 12 без 5.
Небесный засвистит Локомотив,
Стоянка у которого – минуты,
Войдешь в вагон и попадаешь в путы,
Лети, дитя наивное, лети!
Разложены билеты по шкатулкам,
Певцу гулять по Райским переулкам,
Земному подражая соловью.
Вслед забулдыга скажет привокзальный:
Не захотел стать ангелом сусальным
Певец Любви, дитя пустынь и дюн.
М А Г И С Т Р А Л
Певец Любви, дитя пустынь и дюн,
Явился Миру в будний день осенний,
Предвестником грядущих потрясений,
О коих петь устала Гамаюн.
Уйду туда, где буду вечно юн,
Оставив в книгах символов сполохи,
Поэтам драматической Эпохи,
Живущим в заколдованном краю.
Холопы из двенадцати губерний
Накинут на чело венец из терний
Поэта, заплутавшего в пути.
Желание наивное лелею –
В провинцию вернуться Галилею,
Что б ангелом остаться во плоти.
Прекрасная статья
Очень понравилось, особенно приведённый в статье венок сонетов!