Урок 19. Неологизм
Жизнь и развитие народа (этноса) зависят, как минимум от двух условий.
Должны рождаться новые люди. И должны рождаться новые слова.
Без новых слов невозможно обозначить те новые явления и вещи, которые появляются постоянно. Невозможно соответствовать современным реалиям жизни. Невозможно обозначить новые грани, смыслы и оттенки.
Рождение новых слов обеспечивает жизнь и развитие языка, на котором народ говорит.
Слова рождаются в разных сферах жизнедеятельности: в науке, технике, общественной жизни… Но главным полем словотворчества является поле литературы, в первую очередь — Поэзии.
Почему?
Потому что на этом поле работают люди, которые словом и языком занимаются профессионально. Способные образовывать слова — отсутствующие в языке раньше — мастерски.
Сегодня мы будем работать с поэтическими неологизмами (др.-греч. νέος — новый, λόγος — слово) — новыми словами, значениями слов и словосочетаниями, которые появились в языке трудами поэта. Конечно, не все они «пошли в народ», но внимания заслуживают пристального.
Какого поэта?
В Поэзии русской нет автора, который «родил» бы больше неологизмов, чем Владимир Маяковский.
С «детьми» Владимира Владимировича мы и познакомимся.
Поэма «В.И. Ленин».
Партия –
рука миллионопалая,
сжатая
в один
громящий кулак.
Посмотрим, как рожден неологизм «миллионопалая». Соединением корней слов «миллион» и «палец». Что дает автору новое слово? Возможность донести до читателя мысль о силе коллективной коммунистической руки – на которой миллион пальцев рук отдельных коммунистов – сжатой в один кулак.
И читателю кажется, что нет силы способной этот кулак разжать.
«Адище города» (1913).
Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки.
Оглядываясь на увеличительные и уменьшительные формы русской фольклорной поэзии, автор увеличил «ад» до «адища», затем уменьшил до «адка». Родились новые слова и новые, сильные образы.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)
…Но странная из солнца ясь
струилась, —
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом постепенно.
Что это за ясь струилась из солнца? По логике событий – ясность.
Только ли чтобы попасть в рифму с «разговорясь» автор пошел на сокращение, выкинув ненужный суффикс и получив неологизм?
Не только.
Владимиру Маяковскому нужно было приравнять солнце с Владимиром Маяковским. Принизить великое небесное светило до какой-то небольшой земной вещи. Какая-то «странная ясь» помогла это сделать.
Мы видим, что поэт создает новое слово не ради его создания (чем, к примеру, увлекался Велимир Хлебников), а с чисто практической целью.
«***»
Мое пребывание небом не считано,
и я
от зорь его,
от ветра,
от зноя
окрасился весь небесно-защитно —
тело лазоревосинесквозное.
Я так натянул мою материю,
что ветром
свободно
насквозь свистело,-
и я
титанисто
боролся с потерею
привычного
нашего
плотного тела.
Казалось:
миг —
и постройки масса
рухнет с ног
со всех двух.
Но я
сковался мыслей каркасом.
Выметаллизировал дух.
Длинный эпитет-неологизм «лазоревосинесквозное» родился путем соединения трех эпитетов «лазоревое», «синее» и «сквозное».
«Титанисто» — из «титана». «Сковался» — из «сковал» (сам себя). «Выметаллизировал» — из «металлизации» (но опять по отношению к самому себе, поэтому потребовалась приставка «вы»).
Посмотрим, как поэт рождает неологизмы для стихотворения «Киноповертие».
Первый вариант:
Жирные животами. Лобиками узкие.
Европейцы – на чем у вас пудры пыльца?
Второй вариант:
Жирные животами. Лбёнками узкие.
Европейцы – на чем у вас пудры пыльца?
Наконец, окончательный вариант
Жирноживотые. Лобоузкие.
Европейцы, на чем у вас пудры пыльца?
Разве эти чаплинские усики —
не всё, что у Европы осталось от лица?
Владимир Влидимирович решал задачу восхваления советского образа жизни и умаления всего европейского, капиталистического.
Умалять — так умалять.
«Лобиками узкие» слабее чем «лбенками узкие». Но — опять два слова! Сложное произношение — какие-то «амиузки».
И певец советского строя из двух слов делает одно, новое, звучное, дающее четкую характеристику и главное — максимально выразительное… Рождается неологизм — «лобоузкие» (перевертыш от «узколобые»). А рядом еще один, схожий — «жирноживотые».
А вот прием создания неологизма путем превращение единственного числа во множественное.
До Маяковского, было принято считать, что природа у нас одна. Но поэту в этой одной природе тесно. От видит несколько природ — сильных, слабых…
В марше «Мы идем» (1919) провозглашает:
Мы
разносчики новой веры,
красоте задающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
в небеса шарахаем железобетон…
Маяковский создает неологизмы не только соединяя. Вот пример, когда ненужная приставка просто отрезается.
Вернемся к «Необычайному приключению…»
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится…
«Сонница» — новое слово.
Еще один вариант неологизмотворения — придумывание необычных степеней сравнения.
Из «Послания пролетарским поэтам».
Что может быть
капризней славы
и пепельней?
В гроб, что ли,
брать,
когда умру?
Наплевать мне, товарищи,
в высшей степени
на деньги,
на славу
и на прочую муру!
Какое точное, новое слово «пепельней»! От слова «пепел», который ветер развеет по миру и ничего не останется.
Из «Владимира Маяковского»
Мир зашевелится в радостном гриме,
цветы испавлинятся в каждом окошке…
Кто из поэтов до Владимира Владимировича сравнивал цветы в окошках с павлиньими хвостами? Поэт не просто сравнил — сотворил неологизм.
Неологизм можно создать присоединив к глаголу не одну, а две равновеликих приставки. Из «Жида».
Буржуй
бежал
подгибая рессоры,
сел
на английской мели’.
В его интересах расперессорить
народы советской земли.
Зачем к приставке «пере» поэт добавляет «рас»?
Чтобы усилить корень «ссор» и значение слова с этим корнем. Не просто «поссорить», не просто «перессорить», но «расперессорить»!
Без какой бы то ни было возможности примирения народов!
Владимир Владимирович не сомневается и в трех приставках.
«Стих как бы шофера»
Сто́ит
машине
распрозаявиться —
уже
с тротуара
спорхнула девица.
У автомобильного
у колесика
остановилась
для пудрения носика.
Рас-про-за-явиться!!! — авторский неологизм с тремя равновеликими приставками.
В трехсотстрочной (мой неологизм) поэме «Флейта-позвоночник» поэт выдаёт серию глагольных форм с приставкой «вы»: выдумалась, вымозжу, вымер, выгранивал, выселится, выбелят, выдранный, вычекань, вылинял, вырылись, выгромил, высеченный, вымучившая и др.
В поэме «150 000 000»находим такой необычный неологизм – глагол от знакомого всем существительного «гром».
В диком разгроме,
старое смыв,
новый разгро’мим
по миру миф.
Не разгромИм (разобьем), а разгрОмим — то есть уподобимся грому, и громко разнесем по миру новый миф.
Зачем поэту столько неологизмов? Не есть ли их производство — личным увлечением, хобби?
Нет.
Маяковский отражал новое время, в котором всё (до мыслей в головах) было в новинку. Поэт искал возможности «дать» читателю новые, дополнительные оттенки значений, «цеплял» его неожиданными поворотами мысли. Не боясь рисковать, искал и находил. Ведь «Поэзия — вся! — езда в незнаемое.»
«Война и мир»
…Тихие!
Недолго пожили.
Сразу
железо рельс всочило по жиле
в загар деревень городов заразу.
Где пели птицы — тарелок лязги
Где бор был стодомым содомом.
Шестиэтажными фавнами ринулись в пляски
публичный дом за публичным домом.
Значение слова «всочить» сразу и не найдешь.
Оказывается «зараза городов» сочится по рельсам, железо которых насильственно вставлено в загар деревень.
В стихотворении «Пиво и социализм» Владимир Владимирович — после того как высмеял неуместность сочетания имени Бебеля с пивным заводом, которому оно присвоено — говорит:
Товарищ,
в мозгах
просьбишку вычекань,
да так,
чтоб не стерлась,
и век прождя:
брось привычку
(глупая привычка!)
приплетать
ко всему
фамилию вождя.
Неологизмы «вычекань» и «прождя» помогают экономно, ярко и сжато выразить основную нравоучительную мысль.
Вычекань — не просто запомни, не запиши на воображаемой бумаге — но сохрани «в металле», «в чеканке».
«Век прождя» — поэт опасается, что глупая привычка может быть отброшена, но не видит гарантии того, что к ней не вернутся через сто лет.
Поэтому — чтобы не стерлась — и должна она ждать век в металле.
И меня потянуло на неологизмы. Надысь разместил стишок о словосозидателях )))
Спасибо за очередной интересный урок