Уроки русской Поэзии. Урок 18 — АНАФОРА

Владимир ХОХЛЕВ 28 мая, 2023 Комментариев нет Просмотры: 447

Урок 18. Анафора

Мы привыкли речью, сообщать содержание мысли, мыслей.

Когда мы изъясняемся с друзьями или коллегами по работе – мы используем слова (часто не задумываясь о красоте и силе речи) в первую очередь для передачи информации. Поэтому стараемся выражаться точно и кратко.

Поэзия – такое искусство, в котором красота и сила речи на первом месте.
Но в котором — новые слова текста могут не привносить в этот текст нового содержания.
Зачем они тогда нужны?

Чтобы ответить на вопрос рассмотрим такую стилистическую фигуру, как анафора.

АНАФОРА (греч. anaphora– вынесение), по-русски – единоначатие, это скрепление отрезков речи (частей фразы, строк, строф и т.д.) с помощью повтора слогов, морфем, слов, словосочетаний, стоящих в начале этих отрезков.

Борис Пастернак «Определение поэзии»

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.

Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.

Семь раз повторенное слово «это» — пример ЛЕКСИЧЕСКОЙ анафоры.

В шести случаях никакого нового содержания анафорическое «это» не добавляет (обозначая всё ту же Поэзию), но зато какую остроту и выразительность придает его повтор тексту стихотворения (как руководящий мотив в музыке), как подчеркивает значимость понятия «Поэзия» для автора (и для нас).

Какие еще анафоры бывают?

 

ЗВУКОВАЯ – повторение звуков.

Александр Пушкин «Медный всадник» (Часть 1).

…Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.

Грозой… Гроба – повторяющиеся звуки гро-гро дают ощущения громкого грома, грозной грозы, с гробами (смертью). Народ не случайно «казни ждет», звуковой анафорой автор подготовил читателя к такому финалу.

 

МОРФЕМНАЯ – повторение морфем (значимых частей слов).

Михаил Лермонтов «Узник»

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня…

 

СИНТАКСИЧЕСКАЯ – повторение синтаксических фигур.

Александр Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Брожу ли… вхожу ль… сижу ль… гляжу ль… — анафора помогает автору показать своего литературного героя, который о «близком часе» помнит в любой (не только в перечисленных) жизненной ситуации.

 

СТРОФИЧЕСКАЯ – повторение первых слов строф.

Владимир Хохлев «Люблю»

Люблю это небо и даль нараспашку,
люблю эту землю, рассветы над ней.
С утра надеваю льняную рубашку
и мчусь на простор необъятных полей…

Там пчелы жужжат и качаются травы,
Там льётся с небес вдохновляющий свет.
Там царствуют чистые, ясные нравы,
а смерти — ни места, ни времени нет.

Люблю этот лес, где мохнатые ели
и грустные ивы со мной говорят.
Где сердце поёт, где от счастья хмелею,
где ветер, играющий кудрями — брат.

Люблю это водное зеркало глади,
в котором, качаясь, плывут облака,
в котором не раз, удовольствия ради,
озёрной волною играла рука.

Люблю… Люблю… Люблю… — усиление, акцентирование чувства.

Анафорические: Там… Там…Там… Где… Где… в котором… в котором… акцентируют внимание на объектах чувства .

 

Анафора может присутствовать в начале ПОЛУСТИШИЙ.

Федор Тютчев «Сумерки»

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Всё залей и утиши.

 

Либо — в тех или иных комбинациях, во ВСЕХ ЧАСТЯХ стихотворения.

Афанасий Фет «Это утро, радость эта…»

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

 

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

 

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё — весна.

 

В русской поэзии я не знаю более сильного примера использования анафоры для выражения чувства восхищения весной.

Восхитимся и мы.

1

Автор публикации

Владимир ХОХЛЕВ24K
63 годаДень рождения: 29 Октября 1961Комментарии: 1735Публикации: 1040Регистрация: 07-03-2023
2
3
3
1
9
7
Поделитесь публикацией в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля