Урок 16. Поэзия для детей
Поговорим о Поэзии для детей.
Как дети воспринимают окружающий мир и поэзию?
Чем восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека?
Чем взрослая поэзия отличается от детской? Только ли ориентацией на словарный запас человека?
Мир взрослых наполнен символами, абстракциями, слоями и оттенками окружающих нас вещей и явлений. Используя накопленный жизненный опыт, взрослый человек не просто угадывает знакомое и понятное в пределах досягаемости своих органов чувств — он исследует это с разных сторон, находит дополнительные свойства, придает им новые значения и связи с другими вещами и явлениями. Постоянно усложняет и творит новое из того, что есть под рукой.
Мир ребенка, напротив, полон тайн и неизвестных загадок, где объектами интереса выступают простые вещи и явления, которые ребенок изучает в процессе, учится отличать одно от другого, учится узнавать главные свойства и возможности. Восприятие ребенка направлено на самое простое и бросающееся в глаза. Создавать сложные абстрактные картины из простых деталей дети еще не умеют. Слушая разговоры взрослых, они только учатся познавать их большую и не однозначную реальность.
Ребенка можно сравнить с учеником волшебника: для него весь мир — чудо, пока недоступное пониманию, которое срочно нужно узнать и понять.
Именно поэтому мы говорим об отличиях взрослой Поэзии и Поэзии для детей.
И дело тут не столько в словарном запасе, разном для маленького и большого человека, сколько в разных способах восприятия.
Дети любят песенки, стихи и тянутся к ним, привлеченные звучностью и игрой рифмы, даже не вполне понимая значение, прочитанного и услышанного. Ребенок любит слушать и повторять вслух стихотворение, чутко реагируя на его тона и ритмы. Поэтический текст действует на душу ребенка своим гармоническим обаянием и близким контактом с миром звуков, который постигается быстрее и легче, чем мир цветов и форм.
Александр ПУШКИН «Сказка о Царе Салтане».
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?
Корабельщики в ответ:
Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…
Князь им вымолвил тогда:
Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон.
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный…
Мы видим звонкий, четырехстопный хорей с четким ритмом и рифмой. Звучная понятность в простых образах, завораживающая своей красотой.
Иван КРЫЛОВ «Лебедь, рак и щука».
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Снова простые и ясные образы, минималистским языком подающие мораль сказочной истории, понятной юному разуму: без согласия участников, не будет успешной работы в коллективе.
Никаких многозначностей и спорных толкований.
Осип МАНДЕЛЬШТАМ – из лирики для детей.
Принесли дрова на кухню,
Как вязанка на пол бухнет,
Как рассыплется она –
И береза и сосна,–
Чтобы жарко было в кухне,
Чтоб плита была красна.
Предельно четкий и звонкий ритм, простейшие понятнейшие слова и маленькая красивая бытовая зарисовка без созерцания отвлеченного.
Даниил ХАРМС «Веселый старичок»
Жил на свете стаpичок
Маленького pоста,
И смеялся стаpичок
Чpезвычайно пpосто:
…
Раз, yвидя паyка,
Стpашно испyгался.
Hо, схватившись за бока,
Гpомко pассмеялся:
…
А yвидя стpекозy,
Стpашно pассеpдился,
Hо от смеха на тpавy
Так и повалился:
…
И тут — предельно простой текст, яркий персонаж, четкие и звучные рифмы.
Сергей МИХАЛКОВ «Дядя Степа»
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
Уважали дядю Степу
За такую высоту.
Шел с работы дядя Степа —
Видно было за версту.
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки,
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины.
Купит с горем пополам,
Повернется к зеркалам —
Вся портновская работа
Разъезжается по швам!
Он через любой забор
С мостовой глядел во двор.
Лай собаки поднимали:
Думали, что лезет вор.
Брал в столовой дядя Степа
Для себя двойной обед.
Спать ложился дядя Степа —
Ноги клал на табурет.
Сидя книги брал со шкапа.
И не раз ему в кино
Говорили: — Сядьте на пол,
Вам, товарищ, все равно!
Но зато на стадион
Проходил бесплатно он:
Пропускали дядю Степу —
Думали, что чемпион.
От ворот и до ворот
Знал в районе весь народ,
Где работает Степанов,
Где прописан,
Как живет…
Казалось бы, длинный текст… почему так легко читается?
За счет простоты изложения, четкости и ясности рифм и ритма. Однозначность и краткость описаний простых бытовых зарисовок создает легкую и красивую картинку, завораживающую ребенка.
Да и взрослого тоже.