Урок 13. Метр и размер
В поэзии метр – не мера длины.
Здесь мера длины стопа (лат. pes, — нога, ступня) – конструкция из ударных и безударных слогов, объединенных в ритмический отрезок стиха. Есть стопы из двух, трех, четырех и т. д. слогов.
А метр — мера порядка (греч. metron – мера) — определенная последовательность чередования ударных и безударных слогов, схема звукового ритма.
С какими метрами мы познакомимся сегодня? С ямбом и хореем.
ЯМБ – это двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Самый популярный метр русской Поэзии. Почему двухсложная? Потому что сложена из двух слогов – безударного, слабого (первого) и ударного, сильного.
Вот пример четырехстопного (в строке – четыре стопы) ямба:
Константин Батюшков «Мой гений»
О, пАмять сЕрдца! Ты сильнЕй
РассУдка пАмяти пЕчальнОй
И чАсто слАдостьЮ твоЕй
МенЯ в странЕ пленЯешь дАльной.
Я пОмню гОлос мИлых слОв,
Я пОмню Очи голУбыЕ,
Я пОмню лОконы злАтыЕ
НебрЕжно вьЮщихсЯ власОв.
МоЕй пАстушкИ несрАвненнОй
Я пОмню вЕсь нарЯд простОй,
И Образ мИлый, нЕзабвЕннй,
ПовсЮду стрАнствуЕт со мнОй.
ХранИтель гЕний мОй — любОвью
В утЕху дАн разлУке Он;
ЗаснУ ль?- принИкнет к ИзголОвью
И УсладИт печАльный сОн.
Каким может быть размер ямба?
Хорошие примеры приводит поэт и литературовед Илья Сельвинский в книге «Студия стиха».
Одностопный ямб:
Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.
Двухстопный ямб:
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.
Трехстопный ямб:
Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна…
Четырехстопный ямб:
Весна идёт. Она поёт,
Журчит, жужжит, кружит, влечёт.
Пятистопный ямб:
Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.
«Вторым» метром русской Поэзии идет хорей.
ХОРЕЙ – это двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге
Александр Пушкин «Зимний вечер»
Вот пример четырехстопного хорея:
БУря мглОю нЕбо крОет,
ВИхри снЕжнЫе крУтя;
ТО, как звЕрь, онА завОет,
ТО заплАчет, кАк дитЯ,
ТО по крОвле ОбветшАлой
ВдрУг солОмой зАшумИт,
ТО, как пУтник зАпоздАлый,
К нАм в окОшко зАстучИт.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Попробуем «поработать» с размером хорея.
Одностопный хорей:
Таня
Плачет.
Жалко
Мячик.
Двустопный хорей:
Таня плачет,
Жалко мячик.
Трехстопный хорей:
Наша Таня плачет
Утопила мячик.
Четырехстопный хорей:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Пятистопный хорей:
Наша Таня очень громко плачет:
Утром утопила в речке мячик…
Помните характеристику Евгения Онегина?
Александр Пушкин «Евгений Онегин» (Гл.1 VII)
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить…
Надеюсь, что после сегодняшнего урока, ямб от хорея сумеет отличить каждый…
Спасибо! Ямб ударение на втором слоге двухсложной стопы, хорей на первом.
Опять обращаю внимание на то что о метрике имеет смысл говорить, имея ввиду только стихи, сложенные в метрической системе, т.е. в силлабике и силлабо-тонике. В тонической системе это понятие отсутствует, а в верлибрах может отсутствовать, хотя и желательно.
Я и говорю метрической системе. Традиционной для русской Поэзии. Спасибо!
Тоническая система так же, если не больше, традиционна для русской поэзии во всех трёх её ипостасях. Правда, я немного недоговорил ранее. Из тоники только акцентный стих не использует метрику, в остальных двух ипостасях (дольник и тактовик) метрика используется.
Да. Спасибо!