Урок 11. Просодия
Просодия (от греч. προσῳδία — ударение) – это система расстановки звуковых акцентов (ударений) в поэтической речи. Акцентируются слоги, слова, словосочетания, предложения, которые в стихотворении несут смысловую нагрузку.
Подчеркну, мы говорим о поэтических ударениях.
Слово «договОр» может прозвучать и как «дОговор». Где прозвучать?
В быту — тогда вопрос регулируются существующими сегодня правилами русского языка, общими для всех.
Если же ударение переносит поэт (исключительная личность) в этом случае в общие правила могут быть добавлены «исключительные» положения.
Вот пример переноса классика:
Александр Пушкин «Евгений Онегин» (Гл. 3, ХVII)
«Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».
— Что, Таня, что с тобой? — «Мне скучно,
Поговорим о старине».
— О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духОв и про девиц;
А нынче всё мне тЁмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло…- «Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»
Почему Александр Сергеевич, руководствуясь общими правилами, не сказал
«Про дУ хов злых и про девиц;» и «А нынче всё темнО мне, Таня:» (в быту рассматриваемые слова мы произносим именно так)?
Чтобы сохранить ритм ему не пришлось бы переносить ударение. Но он перенес. Зачем? Подумайте над этим самостоятельно.
Ударения в первую очередь важны при декламации стихотворения. С их помощью поэт (чтец) выделяет главное, «подчеркивает» смыслы, задает ритм (композиционный строй) текста, обозначает переходы, интервалы, остановки речи и пр.
Но просодия важна и при чтении «про себя». Когда поэт (читатель) создает или воспринимает текст (без звука) лишь своим внутренним слухом. Интонирует его.
Русские слова имеют ясную ритмическую (тоновую) организацию. Слоги в них могут быть ударными, фонетически выделенными, сильными… И безударными, слабыми, «рядовыми».
Типы ударений:
— динамическое (силовое) – зависит от силы, интенсивности артикуляции.
— долготное (количественное) – зависит от длительности произношения.
— тоновое (мелодическое) – зависит от тона голоса, его художественной окраски.
Ударения бывают:
свободными (падающими на любой слог) – твОрог:творОг,
подвижными (падающими на разные части слова) — дОм:домА, ногаА:ноОгу, прИнял:принялаА.
связанными (падающими на определенные слоги) — зОлото, молокО (при этом – золотОй, молОчный).
фиксированными (падающими на единственное, постоянное место) – Ёлка, путЁвка.
Как элементы интонации, ударения часто выполняют экспрессивную функцию. Помогают задать вопрос, выразить удивление, подразумевание, побуждение к действию. Помогают расчленить высказывание в зависимости от смысловой важности его частей. Обеспечивают выражение эмоций, подтекста, характера говорящего и т.д.
Всегда тягостное впечатление производит автор, который не озаботился просодическим вопросом и бубнит свои тексты монотонно и однообразно, не понимая какую художественную выразительность стихам может придать их прочтение «с выражением». В котором ударение — на первом месте.
Несовпадение ударных слогов в строчках (при выбранном размере) некоторыми критиками воспринимается за несовершенство стихотворения. Хотя многие поэты идут на это сознательно.
.
Марина Цветаева «Вы, идущие мимо меня…»
ВЫ, идУщие мИмо менЯ
К не моИм и сомнИтельным чАрам, —
Если б знАли вы, скОлько огнЯ,
СколькО жИзни, растрАченной дАром,
И какОй героИческий пЫл
На случАйную тЕнь и на шОрох…
И как сЕрдце мне ИспепелИл
Этот дАром истрАченный пОрох!
О летЯщие в нОчь поездА,
УносЯщие сОн на вокзалЕ…
ВпрОчем, знаЮ я, чтО и тогдА
Не узнАли бы вЫ — если б знАли —
ПочемУ мои рЕчи резкИ
В вЕчном дЫме моЕй папирОсы, —
СкОлько тЕмной и грОзной тоскИ
В головЕ моЕй светлОволосОй.
Первый катрен: начальное ударение на «ВЫ» (первый слог) — вызов, обвинение… Но дальше, все начальные ударения в строчках на вторых слогах.
Последний катрен: начальное ударение «ПочемУ» (третий слог) – акцент на вопросе… Дальше – частичное совпадение, в последней строчке — снова сбой. Таким образом, поэт усиливает воздействие на читателя, обозначает главное.
.
Сравним с ровным, повествовательным пушкинским слогом( «Евгений Онегин» (Гл.1, I)
«МОй дЯдя сАмых чЕстных прАвил,
КОгда нЕ в шУтку занемОг,
Он уважАть себЯ застАвил
И лУчше вЫдумать нЕ мог…
.
К просодии (значение, задачи) мы вернемся, когда будем знакомиться с основными стихотворными размерами.
Спасибо, по-моему начинается самое интересное