Урок 7. Стили
.
Что такое стиль? Это – идея (мировоззрение поэта), её характерные, отличительные признаки… и литературные приемы с помощью которых эта идея реализуется в стихах в определённый, исторический период. Конечно, в том или ином стиле можно писать и после окончания этого «определённого периода», однако в литературоведении — возникновение, рассвет и угасание стиля принято связывать с конкретными датами, с работой самых ярких авторов, трудами которых стиль и оформился, как стиль.
Итак:
КЛАССИЦИЗМ — (от лат. classicus — образцовый).
«Классическое» стихотворение — это логически-построенное целое, со строгими (даже схематичными) сюжетом и композицией. Герои подаются прямолинейно и строго делятся на положительных (которые часто идеализируются) и отрицательных.
Михаил Ломоносов
* * *
Блаженство общества всядневно возрастает;
Монархиня труды к трудам соединяет.
Стараясь о добре великих нам отрад,
О воспитании печется малых чад;
Дабы, что в Отчестве оставлено презренно,
Приобрело ему сокровище бесценно;
И чтоб из тяжкого для общества числа
Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла.
Рачители добра грядущему потомству!
Внемлите с радостью полезному питомству:
Похвально дело есть убогих призирать,
Сугуба похвала для пользы воспитать;
Натура то гласит, повелевает вера.
Внемлите важности монаршего примера:
Екатерина вас предводит к чести сей,
Спешите щедростью, как верностью, за ней.
РЕАЛИЗМ — (от лат. realis — вещественный).
Поэт «реалист» говорит не только о фактах и событиях, его интересуют люди и вещи, закономерности, действующие в жизни — взаимоотношения человека и природы, героев и времени.
Александр Пушкин «Евгений Онегин. Гл. 1, III»
Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
РОМАНТИЗМ — (нем. Romantik).
Поэт «романтик» высказывает субъективную позицию по отношению к изображаемому, не столько воссоздает, сколько пересоздает. Герой романтизма — исключительная личность. Одинокая, неудовлетворенная порядком вещей, мятежная, бунтующая, стремящаяся к абсолютной свободе и недостижимому идеалу.
Михаил Лермонтов
***
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — (от фр. sentiment — чувство).
В сентиментализме человеческая личность — это движения души, мысли, чувства, переживания. Темы — любовь, дружба, внутренние противоречия, страдания. Герой – простой человек.
Василий Жуковский «ПЕСНЯ» Когда я был любим…
Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,
Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.
Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?
Ах! счастием моим любовь твоя была!
Когда я был любим, тобою вдохновенный,
Я пел, моя душа хвалой твоей жила.
Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:
Ах! гением моим любовь твоя была!
Когда я был любим, дары благодеянья
В обитель нищеты рука моя несла.
Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!
Ах! благостью моей любовь твоя была!
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ
Не стиль – жанр, публицистика в стихах. Но сказать об этом нужно.
Основная тема – защита общественных интересов, государственность, гражданский долг. Стихи выражают социальные настроения, будят общество, призывают к деятельности.
Николай Некрасов «Поэт и гражданин»
…Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…
Гроза молчит, с волной бездонной
В сиянье спорят небеса,
И ветер, ласковый и сонный,
Едва колеблет паруса,
— Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит,
— Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес — и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет…
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновенной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?
Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста…
ИМПРЕССИОНИЗМ — (от фр. impression — впечатление).
Характеристики стиля — композиционная фрагментарность, ассоциативная связь предметов и образов, субъективность, сиюминутность впечатлений. Поэт стремится зафиксировать момент жизни, который никогда больше не повторится.
Афанасий Фет
***
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго, долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что скользя затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди,
На заре она сладко так спит!
СИМВОЛИЗМ — (фр. Symbollisme, от греч. symbolon — знак, опознавательная примета).
Концепция: мир и человек — через научный опыт, логический анализ и реалистическое изображение — принципиально непознаваемы. Поэт-символист признает только интуитивное познание, хочет угадать или почувствовать глубинное состояние мира, и открыть его идеальную (духовную) сущность.
Владимир Соловьев
***
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете —
Только то, что сердце сердцу
Говорит в немом привете?
АКМЕИЗМ — (от греч. akme — высшая степень, пик, максимум, расцвет).
Концепция: новое открытие красоты и ценности человеческого существования, простота и ясность поэтического языка, строгость композиции, точные слова и
образы, материальность, предметность , «радостное любование бытием» (Николай Гумилев).
Анна Ахматова
***
Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнем.
Рассветает. И над кузницей
Подымается дымок.
Ах, со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не мог.
Для тебя я долю хмурую,
Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?
Как мне скрыть вас, стоны звонкие!
В сердце темный, душный хмель,
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.
ФУТУРИЗМ — (от лат. futurum — будущее).
Поэт «футурист» не признает классического наследия, экспериментирует со словом, эпатирует публику, литературно хулиганит (манифест русских футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу») и превыше всего ставит себя, свое эго.
Игорь Северянин «Эгополонез»
Живи, Живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны, как златотрубны
снопы ржаные моих поэз!
В них водопадят Любовь и Нега,
И Наслажденье, и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, Живое! — поют уста.
Во всей вселенной нас только двое,
И эти двое — всегда одно:
Я и Желанье! Живи, Живое! —
Тебе бессмертье предрешено!
ДЕКАДАНС — (от фр. decadence — упадок).
Декаданс тоже не стиль – направление. Концепция: утрата надежд, идеалов, ощущение бессмысленности жизни. Темы: небытиё, смерть, культ угасающей красоты,
свобода личности, проповедь «искусства для искусства», отстранение от реальности и «уход в себя».
Зинаида Гиппиус «Бессилье».
Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу…
Стою над пропастью — над небесами, —
И улететь к лазури не могу.
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить…
Мне близок Бог — но не могу молиться,
Хочу любви — и не могу любить.
Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков…
Мне кажется, что истину я знаю –
И только для нее не знаю слов.
ИМАЖИНИЗМ — (от фр. image — образ).
Концепция: победа самоценного образа над смыслом и идеей произведения.
Поэт «имажинист» рассматривает поэтическое творчество, как процесс развития языка через метафору. Его стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
Сергей Есенин
***
В лунном кружеве украдкой
Ловит призраки долина.
На божнице за лампадкой
Улыбнулась Магдалина.
Кто-то дерзкий, непокорный,
Позавидовал улыбке.
Вспучил бельма вечер черный,
И луна — как в белой зыбке.
Разыгралась тройка-вьюга,
Брызжет пот, холодный, терпкий,
И плакучая лещуга
Лезет к ветру на закорки.
Смерть в потемках точит бритву…
Вон уж плачет Магдалина.
Помяни мою молитву
Тот, кто ходит по долинам.
АБСУРД — (от лат. absurdum — нелепость, бессмыслица).
Концепция: подчеркнутое нарушение причинно-следственных и временных связей, гротескность, алогизм, эпатаж. Яркие идеологи и практики стиля объединились в группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).
Александр Введенский «Отрывок»
Было дело под Полтавой
нет не дело а медаль
мы дрались тогда со шведкой
чуть что вправо мы налево
тсс видим побежала
юбку синюю порвала
я кричу остановись
чуть что вправо мы налево
за сосною под Полтавой
голенький сидит Мазепа
говорит был бы Федором
было б веселей
тут все войско моё
зарыдает навзрыд
закричит заговорит
вот несчастный какой
с той поры и здесь трактир.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Концепция: жизнеутверждающий пафос, верность идеалам социализма и коммунизма, интернационализм, четкая принадлежность героя к социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии).
Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»
Время —
начинаю
про Ленина рассказ.
Но не потому,
что горя
нету более,
время
потому,
что резкая тоска
стала ясною
осознанною болью.
Время,
снова
ленинские лозунги развихрь.
Нам ли
растекаться
слезной лужею, —
Ленин
и теперь
живее всех живых.
Наше знанье —
сила
и оружие.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ — (от лат. conceptus — мысль, представление).
Реакция на социалистический реализм. Поэт «концептуалист» работает не с образами — с идеями. Часто использует сложившиеся в советский период идеологические штампы «затертые до дыр советские тексты или лозунги, речевые или визуальные клише» (В. Руднев).
Тимур Кибиров «Двадцать сонетов к Саше Запоевой. 5»
Шли дни. Уже из ложки ела ты,
Вот звякнул зуб. Вот попка округлилась.
Ты наливалась смыслом, ты бесилась,
агукала средь вечной пустоты.
Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.
Цвел диатез. Пеленки золотились.
Немецкая коляска вдаль катилась.
И я забыл мятежные мечты.
Что слава? Что восторги сладострастья?
Что счастие? Наверно, это счастье.
Ты собрала, как линзочка, в пучок
рассеянные в воздухе ненастном
лучи любви, и этот свет возжег —
да нет, не угль — лампадный фитилек.
И, наконец, стиль нового времени:
КОСМИЗМ – (греч. κόσμος — «упорядоченный мир»)
Концепция: космос — структурно-организованный упорядоченный мир, человек – гражданин этого мира. Микрокосмос, подобен макрокосмосу. Поэт в одной строке способен соединить малое и большое.
Андрей Романов «Свет сотворения мира»
Я назвал бы Вселенную именем долгим твоим.
Победив небытьё,
не успев насладиться победой…
Разбежались трамваи,
как будто Персей с Андромедой,
Опустела жилплощадь,
чтоб места хватило двоим.
Равнодушный рассвет
Прикоснулся к твоим волосам,
В ожиданье морозов надел он походные унты.
Чтоб тебя отыскать —
Мне отпущены были секунды, —
Если на слово верить
космическим звёздным часам.
Опускается снег,
заглушая шатанья людей.
Атом выбросил кванты,
как белые флаги – квартира
Осаждённого города…
Свет сотворения мира
Только-только достиг
Петербургских ночных площадей.
И трамваи привстали на цыпочки,
Слушая снег,
Тот, который родился
На фирновом лбу Эвереста.
И Дворцовая площадь, как будто чужая невеста,
Мне напомнит тебя
Ту, которой давно уже нет:
Наша юность ушла,
Простудившись на встречном ветру.
Образумилась Лиговка.
Мойка не знает сомнений.
И над Невской губой,
В предстоящем бреду наводнений,
Ты мне шепчешь сквозь вьюгу,
Что я никогда не умру.
Благодарю за очередной урок