Урок 3. Свежесть слов
Анна Ахматова пишет:
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу — зренье…
Насколько «свежи» слова — «нам», «свежесть», «слов», «и», «чувства», «простоту»?
Совсем не «свежи». Их — до ахматовских строчек — употребляли и в Поэзии, и в прозе, в обычной болтовне…
Что же Анна Андреевна шутит, или обманывает нас? Отнюдь.
В Поэзии словом могут называться: слово, строчка, строфа и даже целое стихотворение. Например: «Слово о полку Игореве».
Почему поэтическое слово должно быть свежим, новым?
Потому что поэзия – это постоянное обновление мира. Потому что поэт открывает то, о чем до него никто не знал. Отсюда – теряет смысл всякое подражательство, всякие повторы.
Главная опасность для поэта – попасть под влияние другого поэта. Писать так, как кто-то уже писал. В этом случае поэт из первооткрывателя превращается в последователя. Такой вариант, наверное, возможен… Но это уже совсем другая история.
Мы понимаем Поэзию, как созидающую, творящую, первую силу. Поэтому наши слова должны быть «свежими» и одновременно «простыми», понятными людям. В них не должно быть псевдо-новаторства, заумной наукообразности, формального поиска, и оригинальничания – заигрывания с читателем.
Отношение поэтов к свежести слов разное. Почитаем стихотворение Бориса Корнилова «Охота»:
Я, сказавший своими словами,
что ужасен синеющий лес,
что качается дрябло над нами
омертвелая кожа небес,
что, рыхлея, как манная каша,
мы забудем планиду свою,
что конечная станция наша —
это славная гибель в бою, —
я, мятущийся, потный и грязный
до предела, идя напролом,
замахнувшийся песней заразной,
как тупым суковатым колом, —
я иду под луною кривою,
что жестоко на землю косит,
над пропащей и желтой травою
светлой россыпью моросит.
И душа моя, скорбная видом,
постарела не по годам, —
я товарища в битве не выдам
и подругу свою не продам.
Пронесу отрицание тлена
по дороге, что мне дорога,
и уходит почти по колено
в золотистую глину нога.
И гляжу я направо и прямо,
и налево и прямо гляжу, —
по дороге случается яма,
я спокойно ее обхожу.
Солнце плавает над головами,
я еще не звоню в торжество,
и, сказавший своими словами,
я еще не сказал ничего.
Но я вынянчен не на готовом,
я ходил и лисой и ужом,
а теперь на охоту за словом
я иду, как на волка с ножом.
Только говор рассыплется птичий
над зеленою прелестью трав,
я приду на деревню с добычей,
слово жирное освежевав.
Что такое – «заразная песня», «омертвелая кожа небес»? Почему «ужасен синеющий лес»? А «кривая луна»! «Моросит россыпью»! «Золотистая глина»!
И самое удивительное – «слово жирное освежевав»!?
Слово жирное – слово свежее! Не засохшее, не протухшее. Сочное, полное.
Освежевать – это очистить от шкуры, выпотрошить убитое животное.
А что значит «освежевать слово»?
Очистить от налипшей оболочки и ненужных внутренностей. Оставить только «мясо» слова – главное в нём.
Благодарю Вас за новые познания и Ваши мысли по этой теме.
Огромная благодарность. Надеюсь, что Вы продолжите свои уроки. Это потрясающе интересно!
С уважением и надеждой на продолжение