Здравствуйте, дорогие читатели журнала «Литра»!
Начиная с этого номера, в журнале представлена колонка «Слово редактора», в которой главный редактор и члены редколлегии будут рассказывать о различных нововведениях и важных событиях журнала.
Судя по географии авторов, с уверенностью можно сказать, что журнал «Литра» уже приобрёл международный формат.
В наше непростое время, когда книжные прилавки заполонила так называемая массовая и бульварная литература, особый смысл приобретает творчество, сделанное в поддержку Родины (нашей страны, армии и народа).
В связи с этим наряду с хорошо зарекомендовавшими себя рубриками «Стихи», «Проза», «Эссе» и «Публикация за баллы» появляются новые – «Гражданская лирика» и «Лаборатория слова».
Классика бессмертна, и нам сейчас так не хватает новых Маяковских, Есениных, Хлебниковых и Брюсовых.
Ведь для многих известных футуристов, имажинистов и родственных им направлений экспериментальная поэзия (сонеты, тавтограммы, тмесисы, палиндромы, акро, панторимы, абецедарии и многие другие литературные формы) была своего рода лабораторией слова. Отсюда и название.
В рубрике «Входящие» представлены два автора – Игорь Шевченко (председатель правления АМПМ) http://shevchenko.haikukonkurs.ru/ и Александр Гами(ев) – создатель оригинальной формы поэзии «Однословный многорифм» http://my.mail.ru/community/mnogorifm/7FDDA8A262C4AA9F.html
Это сознательный выбор.
Во-первых, искусство написания хайку – это умение в двух, или трёх строках описать момент. Традиционное хайку не имеет названия и не пользуется привычными для западной поэзии выразительными средствами (той же рифмой), однако использует ряд специфических приёмов, выработанных японской национальной традицией (например, двучастность, киго, кирэдзи, какэкотоба). «Там, где льются изящные стихи, не остаётся места суесловию». Так говорила японская поэтесса Мурасаки.
А во-вторых, «Однословный многорифм» – это новая и самая жёсткая форма современной поэзии, где каждое слово должно иметь свою рифмическую пару. У Германа Гессе есть роман «Игра в бисер». В описанной им игре можно было совмещать между собой и ноты, и буквы, и цифры. «Однословный многорифм» – это тоже игра. Игра словами, разнородными, составными и разноударными рифмами, и, в каком-то смысле, цифрами. Как говорила Марина Цветаева: «Стих только тогда убедителен, когда проверяем математической формулой. Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить».
Созерцательная восточная поэзия и комбинаторика, обладающая очень яркой эстетически значимой формой – это две несовместимые вещи. Это то же самое, как лёд и пламень, Земля и Небо. И это не битва различных форм, жанров и стилей, а скромная попытка объять необъятное и прийти к определённому консенсусу. «В единстве наша сила!»
Мы должны стремиться расти и развиваться, поэтому мы всегда открыты для новых идей и совместных проектов.
В добрый путь!
P.S.; АМПМ – ассоциация мастеров поэтических миниатюр
Полностью с Вами согласна и поддерживаю Вас, Александр !
Благодарю сердечно, Идея. Небольшой опыт в прошлом у меня уже был.
См. сборник “Русский путь. Поколения” http://online.pubhtml5.com/tqtb/byhx/#p=1
Но есть нюансы. Объём там почти в четыре раза больше, чем в Литре.
Получается, что на каждого примерно не более2-3 страниц можно будет дать.
Исключения, конечно, бывают…
Александр, думаю и не имея опыта Вы бы смогли быть редактором ! А уж, имея опыт, сам Бог велел им быть !!!
Вы очень талантливый, добрый и справедливый человек !
Прошлась по Вашей ссылке – понравилось !
Спасибо огромное!
Здравствуйте Александр! В целом – мне нравиться Ваше “Слово редактора”.
Я бы тут не стал сильно что-то менять, скорее дополнил бы некоторые абзацы.
Вы упомянули ряд классиков, но людей, которые были “исследователями” поэзии гораздо больше. Так же, в виде рубрики, я бы добавил не только “Гражданскую” поэзию. А так же: “Философскую”, “Пейзажную”, “Любовную” и.т.д. Лично мне, по темам всегда интересно читать. Вами озвучены такие литературные формы как: сонеты, тавтограммы, тмесисы, палиндромы, акро, панторимы, абецедарии и многие другие. Но к этим другим формам, я бы добавил еще определенный ряд: рондо, рондели,, вилланели, ритурнели, баллады, секстины. И, конечно, этот список можно продолжать. Потому что “Лаборатория слова” – это неисчерпаемая тема!
Удачи и вдохновения!
С уважением, Михаил.
Благодарю Вас сердечно, Михаил. Тут такое дело… гражданскую поэзию я выделил особняком понятно по каким причинам. А вот «Философская», «Пейзажная», «Любовная» и т.д. будут представлены в сложившейся уже рубрике “Стихи”, как и прежде.
Насчёт экспериментальных форм я выразился так кратко потому, что как Вы верно заметили, что этот список можно продолжать и «Лаборатория слова» — это неисчерпаемая тема!. Я работал с многими формами, в том числе с логогрифами, анаграммами, шаири, триолетами, коплами, синквейнами, брахиколонами и т.д., экспериментировать всегда интересно.
Я с Идеей соглашусь, соглашусь с Вашим словом редактора, и поддерживаю, вы всё правильно сказали.
Благодарю Вас сердечно, Андрей!