Два моих рассказа в III томе Тайной истории Тартарии “Что скрывает Глухомань?”

Михаил Афонин 1 октября, 2022 Комментариев нет Просмотры: 769

✍ Содержание

Предисловие (Вук Задунайский, Сергей Сашов)
Сорни-Най (Наталия Ипатова)
Земные врата (Александр и Людмила Белаш)
Новая жизнь (Михаил Афонин)
Чудовище с озера Бросно (Вук Задунайский)
Недостающий элемент (Татьяна Андрущенко)
Малый Китеж (Наталья Резанова)
Песнь Василиска (Ядвига Врублевская)
Черные косы, черные очи (Владислав Русанов)
Сестра и два брата (Михаил Афонин)
Я есть! (Елена Адинцова, Виктория Семибратская)
Накануне Рождества (Инна Девятьярова)
Шестеро убийц (Гексий Деев)
Вместо эпилога. Маргиналии дикого поля (Елена Заславская)

🎨 Художник – Александр Павлов
📖 Составитель – Вук Задунайский

Рецензия на сборник 📚 Нины Ищенко:

«Дорога рабства и тропа свободы в дебрях Глухомани»

Вы держите в руках сборник мистического фэнтези «Что скрывает Глухомань?». Эта книга – третья часть «Тайной история Тартарии» – литературного проекта российских и донбасских писателей-фантастов, пишущих о всевозможных границах и рубежах Русского мира. В предыдущих книгах проекта описана мистическая и магическая история западных и южных границ России. В них сказка соседствует с постмодернистской сатирой, а фэнтезийный приключенческий жанр сменяется детективным сюжетом. В проекте «Тайная история Тартарии» читатель едва успевает следить за сменой эпох и народов, времен и культур, идей и жанров. Несмотря на общий предмет и сохраняющуюся команду основных авторов, у каждой книги проекта есть своя специфика. Есть она и у третьей книги о Глухомани.

Замысел книги раскрывается в предисловии. Современные писатели решили обратить внимание на русскую Глухомань и посмотреть, что же там происходит, понять, почему русская глубинка раз за разом и век за веком становится ареной и источником всемирных потрясений, а также находит способы в этих потрясениях выжить. Что далеко ходить, в текущем 2022 году всё самое важное и интересное происходит в Донбассе, в его городах, деревнях и поселках, которые до 2014 года были самой настоящей Глухоманью, а оказались рубежом, фронтиром, боевым пограничьем, на котором разбивается чужая сила и совершается ежедневный подвиг. Это пример из реальной жизни, а фэнтезийные вариации дают авторы в своих произведениях. Посмотрим же, что скрывает Глухомань.

Третий том состоит из двенадцати произведений разного объема, от небольшого очерка до полноценной повести. Временные и культурные границы, выбранные авторами, также разнообразны.

Наталия Ипатова пишет мистический детектив «Сорни-Най» в стиле исследований о перевале Дятлова, только действие происходит на Урале в царствование Анны Иоанновны, и в борьбу с потусторонними силами вступает русская военная команда и вогульский охотник.

На Урале также разворачивается действие увлекательной повести Людмилы и Александра Белашей «Земные врата», где описывается действительно состоявшаяся в царствование Николая Павловича ревизия уральских заводов, оба участника которой стали министрами и до конца жизни интересовались археологией. Что они искали в земле и под землей – на этот вопрос и отвечает повесть.

Рассказ Михаила Афонина «Новая жизнь» – добротная научная фантастика о секретных исследованиях подземных пещер и о попытках советских и российских спецслужб открыть тайны вымершего северного народа.

Научно-фантастическим является также рассказ Татьяны Андрущенко «Недостающий элемент», посвященный созданию клона человека международной командой исследователей в недалеком сай-фай будущем.

В повести Вука Задунайского «Чудовище с озера Бросно» реализован характерный для этого писателя подход – опираться на реальные исторические события и добавлять им магическое измерение. В этой повести автор пишет об истории водного бассейна, включающего озеро Бросно в Тверской области, сетью видимых и подземных рек связанное с Чудским озером, Ладогой, Западной Двиной, Балтийским морем и даже с рекой Волгой. Наши современники, желающие провести отпуск в глухой деревне у озера, оказываются на границе не только земного и подводного мира, но и разных эпох русской истории.

Рассказ Натальи Резановой «Малый Китеж» описывает события наших дней в маленьком волжском городке, связывающие провинциальную жизнь русской глубинки как с языческой древностью, так и с российской современностью.

Жанр классического фэнтези представлен рассказом Ядвиги Врублевской «Песнь василиска», об охотнике за монстрами, решающем очередную загадку в польских лесах, а также рассказом Владислава Русанова «Черные косы, черные очи», где дается интерпретация украинской народной песни о Гале, которую казаки привязали к сосне косами, как архаичного обряда борьбы с нечистью.

Рассказ Михаила Афонина «Сестра и два брата» начинается с бытовых зарисовок полицейской службы в глухой деревне, а заканчивается возрождением тайного мистического союза, хранящего людей с помощью магии.

В рассказе Елены Адинцовой и Виктории Семибратской «Я есть» разрабатывается тема нескольких сознаний в едином теле, решаемая в магическом ключе.

Один рождественский вечер описан в новелле Инны Девятьяровой «Накануне Рождества», где выпечка хлеба в деревенской хате оказывается древним обрядом, соединяющим дом, лес и реку, мир людей и мир демонов.

Рассказ Гексия Деева «Шестеро убийц» – единственный в книге, действие которого происходит в столице империи Санкт-Петербурге. Однако главный герой, который живым так и не появляется в тексте, это сибирский крестьянин, принесший Глухомань в столицу и влиявший на судьбы мира.

Спецификой третьей книги «Что скрывает Глухомань?», ее основной идеей является концепция жертвоприношения. Договор с потусторонними силами и человеческая жертва во исполнение этого договора присутствует почти в каждом произведении сборника. Жертва может быть и бескровной, как в «Чудовище с озера Бросно» и «Земных вратах», и полноценной кровавой расправой, как в «Малом Китеже», «Песне василиска», рассказе «Черные косы, черные брови», и даже массовым убийством, как в «Сорни-Най». Рассказ «Шестеро убийц» прямо посвящен своеобразному жертвоприношению. В научно-фантастическом рассказе «Недостающий элемент» отсутствует мистика, однако решение научной проблемы, найденное героями, представляет собой самоубийство, и только волей автора, построившего мир, где такой странный метод работает, история заканчивается благополучно.

Таким образом, на вопрос, что скрывает Глухомань, авторы книги отвечают однозначно и довольно мрачно – Глухомань скрывает языческую старину, оживляет время, когда люди были в рабстве у демонов и покупали необходимое им единственно ценной монетой – человеческой жизнью. Жертвы приносят жрецы или сами просящие, но ситуация от этого не меняется: языческий мир – это мир магии и рабства человека у потусторонних существ, постоянно требующих крови.

Такая Глухомань не позволит найти решение проблем и выйти из антропологического кризиса расчеловечивания человека, ведь этот кризис сам порожден отказом от христианских идей в постхристианском мире и возрождением языческого почитания силы и кровавой жертвы. Неслучайно захваченные весной 2022 года на Азовстали украинские боевики, которых признал своим символом современный западным мир, украсили свои тела татуировками языческих божеств и даже Бафомета, потому что естественная для язычества модель взаимоотношений – рабство за блага и человеческая жертва как выкуп – является нормальной в постхристианском мире.

Завершает книгу стихотворение луганской поэтессы Елены Заславской «Маргиналии Дикого поля», представляющее степное пограничье рубежом третьего Рима. Это единственное в сборнике произведение, явно выражающее христианское мировоззрение. Человек полагается на Бога, и ему ничего не нужно, кроме дороги и песни, пути и творчества. Здесь нет древних сил, договоров с нечистой силой и архаичных ритуалов. Финальная точка книги – выход в донбасскую степь, на территорию свободы.

Таким образом, идейное содержание всей книги меняет знак, переворачивается и превращается в свою противоположность. Языческий мир Глухомани – это не желанный источник здоровой силы мира, а предупреждение о том, чего не должно быть, о ложной тропе, по которой не нужно идти. Человек рожден свободным, его рабство у монстров недопустимо. Первый шаг к освобождению человек делает сам, когда понимает, что в мире нужно полагаться на Бога, не требующего кровавых жертв, а единственно достойный путь – это путь Христа, возможность положить душу свою за других. Этот путь доступен каждому в любой глуши, и на эту дорогу через дебри Глухомани выходит читатель, прочитавший книгу.

Ждем! 👍

0

Автор публикации

не в сети 1 день
Михаил Афонин1 718
50 летДень рождения: 08 Февраля 1974Комментарии: 63Публикации: 188Регистрация: 22-06-2021
1
4
2
63
3
4
Поделитесь публикацией в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля