Время всё решить…

Андрей Ладога 8 августа, 2022 7 комментариев Просмотры: 791

Наташе, на память.

Они потерялись. Водитель, он же оператор Дима, остановил автомобиль. Наташа достала сотовый телефон. Гудошников вышел из машины в пасмурный день. С наслаждением закурил. Март. Спрятать чернила и улыбнуться… Вокруг были высокие коричневые заборы, крыши дач, черные настороженные деревья и тревожная «литературная» тишина Переделкино.
Гудошников представил себе этих писателей и поэтов одинаково бездарных и по-разному одарённых, номенклатурных, штатных, внештатных, заштатных и в штатском, которым Советская власть дала эти участки, заборы, дачи, ордена, распределители, медали, поликлиники, астрономические гонорары, «дома творчества». Он представил всех этих поэтов и писателей, на которых Советская власть обратила внимание, которых приглашала на съезды, допросы, пленумы, вербовку, симпозиумы, пытки, заседания, расстрелы. И почти дружной вереницей они все алчно повлеклись за Синей гонорарной Птицей…

– Коричневый? – кричала в телефон Наташа, – так тут все заборы коричневые! Высокий? Так тут все заборы высокие! Номер восемьдесят восемь? Так тут все номера…
Они приехали на дачу к сыну известного актера, в Переделкино. Идея была блестящая, снять уже взрослых детей известных актеров для фильма о замечательном Григории Горине. И уже солидные в общем Олежек, Катенька, Васечка, Леночка и Аленка скажут всё, что они хотели бы сказать о «дяде Грише Горине». Днями, когда они придумывали концепцию фильма, Наташа пытала Гудошникова:
– Подскажи, что мне с ним делать?
Наташа, приехавшая в Москву из Воркуты, пыталась наладить личную жизнь с почти сорокалетним «не человеком, но коренным москвичом», Стасиком.
– Он с мамой и с папой живет. Он мне говорит: «Хоть я и русский, но живу в Москве, извини», я его спрашиваю: «Ты меня любишь?», а он отвечает: «Не знаю», я его спрашиваю: «Как ты представляешь наше будущее?», а он мне отвечает: «Я не знаю», я его даже не спрашиваю: «Хочешь ребенка?», потому что ему самому еще девять лет…
– Поживите вместе, – советовал Гудошников, – и многое тут же прояснится.
– Это как?
– Ты не знаешь, как мужчина и женщина живут вместе?
– Это сарказм?
– Ты же снимаешь квартиру, пусть Стас к тебе переедет.
– С ума сошел? Стасик никогда не уедет от родителей!
– Ты переезжай к… Стасику.
– Его мама против. Она говорит: «Невестой у моего Стасика может быть только москвичка», а я ей отвечаю: «Я уже давно жена Стаса». В этом месте его матушка делает огромные глаза, будто не понимая, и говорит мне про себя, чеканя буквы взглядом: «Незаконная!»
– Понимаю.
– Словом, ты отказываешься помочь?
– Нет! То есть – да!

– …да где этот восемьдесят восьмой номер? – возмущенно кричала в трубку Наташа.
– Да вот же! – Гудошников ткнул сигаретой в огромную белую цифру «88».
– Мы у цели! – закричала Наташа. – Отворяйте ворота!
В обширном дворе застоялись два дорогих автомобиля. «Как сменная обувь в школе, – подумал Гудошников, – чем же нынче заняты эти актеры, которые покупают такие машины и такие дачи?»
Дача была просторная, двухэтажная, с огромной верандой. Неприятно пахло собакой. Сын известного актера был ещё молодым, но уже изнуренным жизнью, небритым человеком с облезлой головой. Он безвольно двигался по комнате. Заставляя себя, протягивал для рукопожатия равнодушные пальцы. Устало сидел, полулежа в кресле. В страшном напряжении выстраивал из слов корявые фразы. Был небрежно косноязычен, путал родовые окончания, не различал множественное и единственное число.

«Ужас, – думал Гудошников, стараясь понять смысл сказанного сыном известного актера, – это же сколько мне монтировать придется, вырезая паузы, мычание и бесконечные “э-э-э” а-ля Иосиф Бродский».
Ноги Гудошникова брезгливо обнюхали. Это была собака сына известного актера, огромный задумчивый сенбернар с равнодушной физиономией, с красноватыми внимательными глазами.
– Не волнуйтесь, – вяло успокоил Гудошникова сын известного актера, – он вас не укусит. Если вы вдруг не побежите. Вы же не собираетесь бежать вдруг?
– А не вдруг?
– Что?
– Нет, – Гудошников вздохнул, – побег – это не моё.
– И в глаза ему не смотрите. Он не любит. Его зовут Патрик.
Гудошников торопливо отвел взгляд от огромной морды Патрика.
– Мы закончили?
– Да.

Сын известного актера рассказал какой-то былинный исторический анекдот про «дядю Гришу». Про то, как дядя Гриша и «еще один писатель и еще один сценарист поздно вечером заказали, соображая на троих, ужин в номер. И вот им принесли ужин. И ресторан при гостинице закрыли. И тут же выяснилось, что всё есть, кроме ложек и вилок. А есть очень хотелось. Приятели, почесывая затылки, стали думать, чем же им есть?»
– Но решение пришло в голову именно дяде Грише…
Гудошникову стало неловко, он помнил другую версию этой «бородатой» истории. Но там речь шла о профессорах…
– Нет, вы скажите, чем они ели, чем?
Никто не знал, чем.
– Они ели, – улыбаясь, сын известного актера взял долгую «мхатовскую» паузу, – очками! Они все были в очках, очками и ели, правда, это смешно?!

«Все умности в этом мире совершаются с легкой улыбкой, – подумал Гудошников, – серьезнее, господа, серьезней!» Тем более, что Горин, судя по фотографиям, редко носил очки.
Общество принужденно и осторожно расхохоталось. Патрик, предупреждая, гавкнула. Мгновенно наступила тишина. Сын известного актера, не чинясь, предложил чай.
– Выпьете на дорогу…

Гудошников не хотел, хотел скорее выйти на воздух и закурить, наконец, но, проклиная свою деликатность, он согласился. Чай готовился целую вечность: то сын известного актера забыл добавить в чайник воды, то мучительно долго искал пакетики с чаем, затем сахар. Рубеж лимона не был взят, сын известного актера, встав на цыпочки, импотентно матерясь, потерялся в просторах гигантского холодильника. Рядом пристроился Патрик, он с деланно отстраненным интересом рассматривал кусок ветчины…
– Ничего, я без лимона, – Гудошников спас сына известного актера, обращаясь непосредственно к босым его желтым пяткам.
– И мы, – торопливо сказала Наташа, кивая на оператора Диму.
– Снято! – подтвердил оператор Дима. – Без! Мы кино однажды без пленки сняли, режиссер Немых купался тогда в фонтане без штанов, а уж чай без лимона…
– И хорошо, – обессиленно сказал сын известного актера, в тяжелых раздумьях выныривая из холодильных недр на поверхность.
В торопливом молчании они выпили чай. Сын известного актера с облегчением проводил их до высоких коричневых ворот. Все радостно попрощались. Патрик одобрительно гавкнул.

В машине, на обратном пути Гудошников открыл сценарий. Вписал на полях цифру – свой гонорар за этот фильм. Вычел деньги за съемную квартиру. Вычел деньги для мамы. Вычел деньги за телефон. Деньги на еду «по остаточному принципу». Сумма уменьшалась, и Гудошников физически почувствовал свою конечность и свою зависимость от суммы. Вспомнил, как однажды он видел рукопись Пушкина и колонки цифр рядом с божественными стихами. Гонорар. Минус деньги на содержание квартиры. Минус деньги на платье для Натали. Минус деньги для… Минус.

Наташа дремала, положив голову на его плечо. Гудошников думал о том, что деньги за еще не сделанное документальное кино «Дядя Гриша Горин» уже расписаны. В плюсе – крохи, пыль. Как быть? Как жить? Завтра суббота. Высплюсь. Утро. Сварю кофе. Приду в себя. Сигарета. Подумаю. А дальше? Воскресение. Будет время всё решить. А потом? Кино. Музыка. Книги. Выходные, как новая жизнь. Сосредоточусь, запишу. А затем? Есть время. Есть кофе и есть сигарета. Но не думалось. Не решалось. И не записывалось. Тупиковый для самоубийц вопрос: как быть? Безуспешно догоняя жизнь, поволочи ещё чуть-чуть ноги. Докучливо доживи привычками, заменившими всё: кофе, сигареты, «подумать». Выходные, как новая жизнь. Книги. Музыка. Кино. Помнишь? Плохая новость – для неудачника ты не слишком талантлив, вспомни Ван Гога. Или Андрея Платонова. Хорошая новость – скоро начнется естественный процесс распада. Мир не без добрых смертей. Подожди. Скоро.
В полусне Наташа потянулась, прижалась плотнее и вложила ему в руку теплую еловую шишку:
– Сувенир тебе. Из Переделкино…
От шишки еле слышно пахло подтаявшим снегом, одиночеством преданной елки, послесловием Нового года и еще чем-то непередаваемым и оттого щемящим…
– Спасибо.
– Гудошников, отчего ты не зовешь меня замуж? – Наташа спросила, не открывая глаз.
– Знаешь, – он перестал дышать, – есть вопросы, которые нельзя задавать.
– На все вопросы можно ответить, если ты умный… Кстати, про ум! Ты подумай, я снимаю квартиру, ты снимаешь квартиру, а зачем? Вдвоем легче снимать квартиру.

Гудошников осторожно выдохнул. Сжимая шишку до приятной колкости в ладони, он плюсом выписал на полях сценария новую цифру – зарплату Наташи. Суммировал со своими деньгами. Получилось не так чтобы много, но и не мало.
– Я подумаю.
– Подсчитал? Умница! А лет через сто мы, голодая и не покупая тебе сигареты, накопим на собственную однокомнатную квартиру и повесим на дверь жестяной гудок и табличку: «Гудошниковым звонить 8 1/2 раз». И заживем! Хорошо я придумала?

За окнами их автомобиля суетливо убегали в прошлое коричневые заборы и призраки Нобелевских премий, крыши дач и физиономии скучающих собак, чёрные настороженные деревья и выцветшие вчерашние облака, конюшни дорогих автомобилей, водка и борщ, доносы и романы, награжденные и расстрелянные, баки для мусора, двоеженцы и повесившиеся, чай без лимона, осведомители и любовницы…

Наконец, на подъеме крутого маршрута мелькнул указатель: «Переделкино» – американские горки русских писателей закончились. Впереди была маетная Москва с её знаковой пунктуацией и левой орфографией жизни, впереди была расшифровка материала, апрель, монтаж, нервы, май, бессонница, сметы, брань, весна, солнце – сгорбленная единственная судьба. И будет воскресение. Утро. Кофе. Сигарета. И будет время всё решить.
– Ты придумала очень хорошо, – улыбаясь, Гудошников бодро вздохнул, – просто замечательно!
(Москва, Переделкино, март 2007, март 2017 гг.)

5

Автор публикации

не в сети 51 минута
Андрей Ладога5 606
Какой статус?
Комментарии: 622Публикации: 68Регистрация: 03-09-2021
1
1
1
2
1
Поделитесь публикацией в соцсетях:

7 комментариев

    1. О, да…. Когда мне говорят: “Ну и ладно, что работу ненавижу, главное – деньги хорошие, есть же выходные и отпуск…”, мне становится не по себе. А нельзя построить свою жизнь так, чтобы не ждать выходных и отпуска? Ну, ведь можно!)

      4
      1. У меня круг общение чуть иной, как бы “богемный”, там, конечно, так не живут. Но по моим наблюдениям, большинство живет именно так: “от понедельника до пятницы”, “от зарплаты до зарплаты”, “от отпуска до отпуска”, но, может быть, я ошибаюсь.

        2
  1. Очень хорошо. И простота, и краткость, и небрежность, и глубокий смысл, скользящий по поверхности образов.
    Пока есть время всё решить… Ещё есть, но надо поспешить)

    3
  2. Щемящее чувство, почти печаль и привычная безысходность… Если Вы задавались целью написать рассказ именно с таким послевкусием, то да… получилось…
    Умеете Вы катать читателя на американских горках – от Сережи Леонтовича до Гудошникова…))

    1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля